Что означает власть связывать и разрешать?

"И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (От Матфея 16:19).
Что означают эти слова? Христос просто использует выражение тех дней, знакомое каждому иудею. Иудейские раввины говорили, что они "связывают", если они запрещали что-то, и "разрешют", если они позволяли что-то, уча людей закону Божьему. Таким образом, согласно раввинистическому использованию данных слов, это означает запрещать и позволять, устанавливать правила и ставить под запрет, оправдывать и осуждать.

Мы знаем о молитве Рабби Нехуния бен ха-Кана, который жил примерно в 70 г. Он всегда молился этой молитвой перед тем как начать учить:
"Пусть это будет угодным тебе, О, Я-ве, мой Бог и Бог моих отцов, чтобы мы не назвали нечистым то, что чисто, чтобы мы не связали то, что разрешено, и не разрешили то, что связано" (JD, Ber. 4:2, 7d; cf Ber. 28b). 
Таким образом, термины "связывать" и "разрешать" относятся к функции учительства, и особенно к галахическим заявлениям [то есть традиционному иудейскому праву, относящемуся к закону, описанному в иудейском Писании, а также в неписанной устному преданию, интерпретирующему его], что означает власть интерпретировать Тору и применять её в частных случаях жизни, учить о том, что разрешено и что запрещено, и что было обязательным для всего Божьего народа.

Власть связывать и разрешать была всегда провозглашаема фарисеями. Говоря о временах правления царицы Александры Иосиф Флавий пишет (Иудейская война 1:5:2):
Ближайшее участие в правлении приняли при ней фарисеи,—иудейская партия, последователи которой почитаются наиболее благочестивыми и ком­петентнейшими толкователями законов. ... [они] вскоре сделались фактическими правителями, изгоняя и милуя, освобождая и заточая ("связывая и разрешая") кого им заблагорассудилось. 
Этой властью также обладал и синедрион как собрание раввинов во главе с Первосвященником (подробнее об этом читайте в статье "Моисеево Седалище и власть в Ветхозаветной Церкви")

В этом смысле Иисус Христос использовал ту же самую формулу, применённую к Апостолам (Мф. 18:15-17): 
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что' разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Этими словами Христос буквально наделяет Апостолов той же самой властью над народом Божьим, которой обладали фарисеи и книжники. Утверждение Христа "что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" говорит о том, что Пётр, вместе с другими Апостолами будет провозглашать решения, основанные на учении Христа, которые будут "связаны" на небесах, то есть, будут угодны Богу.

Таким образом, власть "связывать" и "разрешать" означает полномочия отпускать грехи (Ин. 20:21-23), выносить вероучительные суждения и принимать дисциплинарные решения в Церкви. Иисус поручил эту власть Церкви через служение апостолов и прежде всего Петра, единственного, кому Он прямо доверил ключи Царства Небесного" (ККЦ 553). 

Таким образом, все Апостолы, включая Петра получили власть "связывать и разрешать". 

Существует ли различие между властью ключей, переданных Петру и властью связывать и разрешать? Владимир Соловьёв в своей книге "Россия и Вселенская Церковь" пишет:
"Как бы не желая оставить возможности каких-либо сомнений относительно смысла и значения своих слов о камне Церкви, Иисус дополняет их, явно вручая власть ключей, верховное управление своим Царством, основной власти Церкви, установленной в лице Симона Петра. "И дам тебе ключи Царства Небесного". Здесь прежде всего необходимо устранить несообразность, которую наши православные полемисты приписывают Иисусу Христу. Чтобы по возможности стереть разницу между Петром и остальными апостолами, утверждают, что власть ключей есть не что иное, как власть вязать и решить. Сказав однажды "Я дам тебе ключи", Иисус повторил будто бы впоследствии то же обещание в других выражениях. Но когда ведут речь о ключах, то говорят отворять и затворять, а не вязать и решить, как мы действительно и читаем в Апокалипсисе (чтобы ограничиться одним Новым Заветом): <...> (Имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит; затворяет и никто не отворит. Апок., III, 7.) Можно отворить и затворить комнату, дом, город, но вязать и решить можно лишь отдельные существа и вещи, находящиеся в комнате, в доме, в городе. Обсуждаемый нами евангельский текст представляет метафору, но метафора не есть необходимо нелепость. Образ ключей Царства (местопребывания Царя - бэтга-мелек) по необходимости должен представлять власть более обширную и общую, чем выраженная в образном выражении "вязать и решить".
Специальная власть вязать и решить была дана Петру в тех же выражениях, в каких она была впоследствии дарована и остальным апостолам (Матфей, XVIII, 18), и легко усмотреть из контекста этой последней главы, что эта... власть имеет отношение лишь к индивидуальным случаям ("если брат твой согрешит против тебя", и т. д. ), что вполне соответствует смыслу метафоры, употребленной в Евангелии. Лишь вопросы личной совести и судьбы отдельных душ подлежат власти вязать и решить, данной и остальным апостолам вслед за Петром. Что же касается власти ключей Царства, дарованной единственно Петру, то она может (по точному смыслу нашего текста, равно как и по библейской аналогии) относиться лишь ко всей совокупности Церкви, знаменуя верховную общественную и политическую власть, общее управление Царством Божиим на земле. Не следует ни отделять жизнь христианской души от устройства Вселенской Церкви, ни смешивать ее с этим устройством. (В. Соловьев, «Россия и Вселенская Церковь», II гл. V, стр. 151-153)


Таким образом, власть ключей включает в себя власть связывать и разрешать, но не сводится к ней. "Власть ключей" - это определение права управлять Домом Божиим, каковым является Церковь, принадлежащие "домоправителю" царства. Её разделяют Апостолы, находящиеся в единстве с Петром. Образ ключей от Царства Небесного не упоминается, когда Христос дает апостолам власть связывать и разрешать (Мф 18:18, Ин. 20:23). Таким образом, Иисус поручил эту власть Церкви через служение апостолов и прежде всего Петра, единственного, кому Он прямо доверил ключи Царства Небесного. 

Читайте также: