Чистилище: где оно в Библии?

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную» (Катехизис Католической Церкви #1030).

Доктрина о Чистилище является одной из тех доктрин католической церкви, которая с одной стороны наименее понятна, но с другой стороны мы можем увидеть насколько сильно она связана с Писанием, если поймем её правильно.

Существует множество недоразумений, связанных с доктриной о Чистилище. Некоторые люди думают, будто Церковь учит, что оно является вторым шансом попасть на небеса, который получают покойные души, направляющиеся в ад. Другие люди представляют, будто католики считают Чистилище необходимым, чтобы души дополнили благодать Христа своими собственными добрыми делами. Почти все, кто неправильно понимают это учение, считают, что оно было неизвестно во времена Христа, что оно не упоминается в Писании и вкралось в Церковь в более поздние века из-за влияния суеверий.


Однако, на самом деле, все эти понятия неверны. Учение Церкви является одновременно более удивительным, здравомысленным, человечным и библейским, чем различные некатолические понятия о том, чему она учит. Удивительным, потому что всё Евангелие является неожиданностью. Здравомысленным, потому что оно прекрасно согласуется с тем, к чему Бог нас призывает. Человечным, потому что оно даёт нам возможность и благодать, чтобы каждый из нас мог стать полноценным Человеком, как Христос. И библейским, потому что Чистилище действительно имеет твердые корни в Писании.


Так что же такое Чистилище?


Слово «чистилище» происходит от латинского purgatio, что означает «очищение». Подвергнуться «purgation» значит быть очищенным. Как золото очищается от шлаков в процессе переработки, так и мы, по учению Святого Писания, должны быть очищены от всего греховного или нечистого.

Так, например, в Псалме 51:8-12 читаем:
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Таким же образом апостол Иоанн Пишет:
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:2-3).
В этой жизни процесс очищения от греха называется «освящением». Чистилище является кульминацией этого процесса, посредством которого человек, умерший в благодати Божьей, полностью и всецело наполняется жизнью Блаженной Троицы и совершенно «соответствует образу Христа» (Римлянам 8:29).


Когда начинается и когда заканчивается процесс освящения?


Освящение начинается в тот момент, когда человек отдает себя Христу. Иисус приветствует любого, кто приходит к Нему по вере (Ин. 3:16). Но он принимает нас, чтобы преобразовать нас (Римлянам 12:2). Поэтому наши отношения с Иисусом – это совместная борьба, в которой Святой Дух помогает нам выполнить обещание святости, росток которой заложен в наших сердцах при крещении. Этот процесс хорошо описан апостолом Петром: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа...»

По словам Павла, освящение будет продолжаться, пока «тот, кто начал хорошую работу в вас, не завершит его в день Иисуса Христа». (Филиппийцам 1:6). Короче говоря, Бог не успокоится, пока мы не будем полностью благословленны и счастливы. Если этот процесс не закончен в момент нашей смерти, тогда Бог завершает его в Чистилище. Вот почему Чистилище – это не «второй шанс». Все, кто в Чистилище, по сути, умерли «в благодати и дружбе Бога», как говорит Катехизис Католической Церкви. Все души в Чистилище абсолютно точно видят лице Бога и находятся в Его присутствии. Они просто не видят Его полностью.

Упоминание Петра о страданиях и «испытании огнем» звучит зловеще. Разве христианская жизнь не должна касаться скорее победы, нежели страданий?

Это немного похоже на то, что жизнь атлета должна ксаться скорее трофеев нежели бега. Трофеями, как отмечает Павел, награждаются в конце марафона (2 Тимофею 4:8). Чистилище действительно связано с болью, так же, как тренировка в беге или пробежка в 10 миль. Но не боль является смыслом Чистилища, но исцеление и радость небес.

Наш Господь и Его Апостолы страдали. С тех пор это происходит со многими христианами и всеми остальными людьми. Как говорит Иов: «Человек рождается на страдания, как искры чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7). Наш Господь никогда не обещал нам безболезненного существования. Скорее, он пообещал радостное, в котором ничего, даже боль и смерть, не будет пережито без пользы, но все будет искуплено и преобразуется во славу. Что примечательно в христианской жизни, это не то, что в ней отсутствуют страдания, но что Христос дает нам благодать терпеть страдание к жизни и даже к радости.


Что значит «боль к жизни»?


Противоположность осуждению к смерти. В крещении (и исповеди) вину за грех прощают, и дружба с Богом восстанавливается по благодати Христа. Но тот факт, что грех прощен, не означает, что грех перестает оказывать влияние на нас и на окружающих нас людей. Прощение Бога не означает, что все вредные привычки магически исправлены, все долги выплачены, и люди, которым мы причиняем боль, внезапно восстанавливаются до совершенного физического, эмоционального и духовного здоровья только потому, что мы стали верующими. Вместо этого Церковь говорит, в сущности, «если вы сломаете чье-то окно и раскаетесь, вас, безусловно, простят. Но вы все равно должны заплатить за окно и что-то сделать с вашим диким нравом. Вы должны, по словам Павла, «со страхом и трепетом совершать свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13). Вот почему Иисус воздал благодарность Закхею за то, что тот выплатил украденные деньги, хотя его грех воровства уже был прощен (Луки 19:1-10). Вот почему раскаявшиеся убийцы остаются в тюрьме, раскаявшиеся блудники все равно должны иметь дело с последствиями болезней, передаваемых половым путём, и раскаявшиеся наркоманы должны продолжать бороться с их тягой к наркотику. Прощенный грех продолжает оказывать влияние как на грешника, так и на тех, против кого он согрешил.

Разница в том, что с помощью благодати наша борьба со грехом приводит нас к освобождению от него. Именно поэтому Павел пишет, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание к Римлянам 5:3-5). Страдания в процессе освящения порождают не угрызения совести, а покаяние, а не вину, но радость освобождения. Как говорит Павел, «ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Коринфянам 7:10).


Какой смысл освящения и чистилища, если вы в целом хороший человек? Разве Бог любви не примет нас такими, какие мы есть?


Мы часто слышим «Он (она) в целом хороший человек». Что мы подразумеваем под этим? Предположите, что кто-то говорит: «Эйнштейн был в основном хорошим ученым» или «Бах был в основном хорошим музыкантом». Не кажется ли это вам довольно слабым описанием? Это неудивительно: ведь когда мы говорим, что кто-то «в целом хороший», мы действительно говорим «несмотря на его посредственность, у него есть хорошие качества». Вот почему никто не говорит, что Бах или Эйнштейн были «в целом» хорошими. Мы признаем, что эти люди были намного больше они были особенными. Каждый из нас тоже особенный. Павел говорит нам: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Термин «творение» переводится с греческого слова «poiema» (из которого мы получаем слово «стихотворение»). Мы – буквально произведения Бога, созданные для того, чтобы полностью проявить жизнь Христа в мире. Наша судьба во Христе состоит не в том, чтобы быть «хорошими» или «в основном хорошими», а быть святыми и «соучастник в славе, которая должна открыться» (1 Петра 5:1). Как говорит К.С. Льюис, «самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли» (http://www.hristiane.ru/blog/bremya-slavy). Таким образом, недостаточно сказать, что Бог принимает нас такими, какие мы есть (хотя он, конечно, делает это). Мы должны признать, что он принимает нас с определенной целью, а именно, чтобы сделать нас участниками Его славы. Он намеревается превратить нас в существ, которые полностью живут жизню Бога. Вот почему Павел молится «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:16- 19). Для того, чтобы это произошло, должно произойти изменение, а не только нашего адреса с земного на небесный, но и наших сердец от «хорошего» до «святого». Мы не должны просто идти на небеса, мы должны стать небесными, чтобы войти на небеса, как и Христос.

Разве это не кощунственно говорить о том, что мы должны стать «такими же, как Христос»?

 
Было бы кощунственным говорить так, если бы мы могли сделать это самостоятельно. Вот почему Адам и Ева попали в беду. Они пали на предложение змея, попытаться своими усилиями «быть подобными Богу, зная добро и зло» (Бытие 3: 5). Но ирония заключается в том, что, если бы они пребыли с Богом и доверились Ему, они бы поняли, что Бог хотел даровать им то, что они пытались украсть. Ибо, согласно Петру, Бог желает, чтобы мы стали «участниками божественного естества» (2 Петра 1:4). Вот почему Иисус говорит нам, что мы «должны быть совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (Матфея 5:48), или, другими словами, мы должны «быть подобными Богу».

Действительно, все, чем Сатана пытался обмануть наших Прародителей, было просто дешёвой имитацией того, что Бог хочет нам даровать на самом деле. Мудрость, знание, сила, любовь, мир, истинное богатство, уверенность в будущем, святость, духовные дары являются нашим наследием во Христе (Ефесянам 1:18-19, 3:14-21). Но чтобы наследовать все это, нам необходимо не только прощение, нам необходимо быть Христоподобными. Простое желание прощения без желания внутренней трансформации — это все равно что «очищать внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Матфея 23:25). Чтобы быть Христоподобными, мы должны быть изменены, как и прощены. Мы должны быть очищенными, «не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного, дабы [мы] были святыми и непорочными» (Ефесянам 5:27).  


Способны ли мы сделать это?


Никто на земле никто на это не способен. Мы можем самостоятельно изменить нашу падшую природу, не больше, чем, подобно Мюнхаузену, вытащить себя за волосы из болота. Но мы можем свободно обратиться за помощью к единственному Человеку, который является полностью Человечеком и полностью Богом, единственным, кто является одновременно небом и землей: Иисусу Христу (Иоанна 3:31). Он искупил наши грехи своей смертью и дал нам долю в Его жизни. Если кто-то исповедует веру в Иисуса Христа и принимает крещение, он имеет обетование от Христа: «Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23). Одним словом, мы зависим от благодати и любви Бога во Христе, которая должна войти в наши души и изменить нас. Вот почему Павел говорит нам: «Ибо по благодати вы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8-9). Иисус говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Через веру, покаяние и крещение наши грехи прощены, мы привиты к этой виноградной лозе, наши сердца водятся сверхъестественной жизнью Благословенной Троицы, и нам предоставляется доля в жизни Бога, которую мы никогда не смогли бы достичь собственными силами. И эта жизнь, когда она входит в наши души, начинает нас менять.


Если покаяние и крещение по вере во Христа очищают наш грех и дают нам Божью благодать, почему тогда необходимо освящение?

 
Потому что благодать — это не магия. Благодать — это жизнь Бога, посаженная в человеческой душе. Это «нетленное семя», данное нам Богом (1 Петра 1:23). Но семя должно расти, как учил Господь (Матфея 13:1-32). Это не просто, как некоторые учат, покрытие наших грехов, вроде снега на навозной куче, но скорее средство преобразования нашего внутреннего естества, как учит Павел.

Посмотрим на Израиль. В книге Исхода мы читаем историю о том, как Бог освободил Израиль от рабства. Но в книге Чисел мы также читаем о том, как для того, чтобы они были готовы к Обетованной земле (которая является образом нашей небесной судьбы), Бог должен был избавить израильтян от зависимости от рабства посредством серии наказаний и исцелений их идолопоклонства, их непослушания и их непокорности. Они, а не только их обстоятельства, должны были быть изменены. Вот почему ошибочно думать о том, что вся христианская жизнь заключается только в том, что Бог «покрывает» наши грехи. Бог действительно покрывает и прощает наши грехи (Римлянам 4:7). Но это еще не конец истории. Повязка, покрывающая рану, – благословенная вещь. Но еще более благословенным является исцеление, которому эта повязка способствует. Точно так же Божья благодать «покрывает» наш грех, но также дает нам лекарство духовной дисциплины, которая излечивает наши души и делает нас похожими на Христа. Писание хорошо осознает этот факт, когда говорит: «Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». (Евреям 12: 5-6).

Эта дисциплина, действуя через наше сотрудничество с Божьей благодатью, изменяет нас. Вот почему Апостол Иаков увещевает не нехристиан, а крещеных и верующих: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иаков 4:8). Иаков знает, что прощение, данное в крещении, – это начало, а не конец освящения, которое предназначено Богом, чтобы превратить каждого из всех в славных святых. Но этот процесс не состоится без нас. Наше свободное сотрудничество необходимо на каждом шагу. Вот почему Павел говорит нам, что Иисус представит нас «святыми и непорочными и неповинными пред Собою», при том условии, «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали» (Колоссянам 1:22-23).


Как можно умереть «в благодати и дружбе Божией», но быть несовершенно очищенным?

 
Так же, как мы можем жить в благодати и дружбе Божией, но быть несовершенно очищенными. Каждый день мы боремся с реальностью греха в нашей жизни. Мы делаем то, от чего нам становится стыдно и за что мы упрекаем самих себя. Каждый день мы изо всех сил пытаемся преодолеть, не только греховные поступки, но и греховные привычки. Но каждый день Бог принимает нас, любит нас и дает нам милость стать немного более похожим на Иисуса, чем мы были прежде, если только мы покаемся. Причина, по которой это возможно, состоит в том, что существует различие между «грехом к смерти» (т.е. смертным грехом) и «грехом, не к смерти» (т.е. несмертным грехом). Несмертные грехи могут повредить нашим отношениям с Богом (как порезы вредят организму), но не убивают эти отношения (как, например, пуля в сердце убивает тело). Объясняя это, Иоанн говорит нам: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Иоанна 5:17). Для такого «несмертельного» греха Иоанн дает нам ключ к исцелению: молитву. Вот почему он говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Иоанна 5:16).

Мы испытываем это каждый день, когда мы грешим и раскаиваемся. Идеал, конечно, состоит в том, чтобы не иметь ни больших, ни малых ран для души. Но также важно признать, что не каждый грех означает, что человек — это чудовище зла, которое полностью отвергло Бога, и не всякая нечистота в душе означает, что человек, который умирает нечистым, связан с адом. Многие люди идут в свои могилы, борясь с грехом. Чистилище напоминает нам, что их борьба не будет бесполезной, они будут «крепко укрепляться через Святой Дух во внутреннем человеке» и неизбежно восторжествуют, находя подлинную радость, которую они всегда искали, если не в этой жизни, то в будущей. Это согласуется с советом Иоанна молиться за тех, кто борется с грехом. В конце концов, борьба со грехом — довольно хороший знак того, что человек всё ещё ищет благодати Бога и не разорвал с Ним отношения! Именно поэтому Церковь молится за тех, кто умер, не закончив свой процесс становления святыми. Чистилище - это символ надежды!


Но разве умершие в Господе не должны идти прямо на небеса?

 
Если умершие не являются полностью небесными и полностью подготовленными (хотя и желающими и стремящимися стать такими) для жизни, полной любви и самоотдачи в час их смерти, они были бы в состоянии наслаждаться радостью небес не больше, чем Израильтяне полностью любить Бога, в то время как их умы и сердца были испорчены рабством Египта. Это не значит, что находящиеся в Чистилище, не участвуют в жизни Бога. Напротив, умершие во Христе очень даже живы! Сам Христос учил этому, когда сказал саддукеям: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 'Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?' Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матфея 22:31-32). Далее он продемонстрировал, что мертвые во Христе живы, общаясь с Моисеем и Илией в присутствии Апостолов на горе Преображения (Матфея 17:3).

Но не все души умерших во Христе построены достаточно крепко, если можно так сказать, чстобы вместить бесконечную радость Небес. Во Христе мы получили прочную основу благодати, как прочное основание дома, построенного на камне (Матфея 7:24). Но каждый день мы пытаемся строить на этом фундаменте с помощью наших собственных программ, идей, страхов и суеверий, часто смешивая их с подлинными строительными материалами, предоставленными нам Божественным Подрядчиком. Мы часто не знаем, что не так с Домом Божьим, который мы строим. У нас есть только смутное чувство, что здание это довольно часто продувается насквозь и не совсем похоже на то прочное строение, о котором говорил Иисус. Павел рассказывает нам, что станет с низкосортными материалами, которые мы пытаемся использовать: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Коринфянам 3:12-13,15). Чистилище – это процесс, посредством которого мы теряем последние препятствия на пути к совершенному счастью в единении с Богом.


Не правда ли, что о Чистилище ничего не сказано в Писании и что оно придумано лишь в Средние Века?

 
Нет. Сам термин «Чистилище» действительно возник после апостольского времени, так же как и термины «Троица», «Христианство», «Второе пришествие» и «Библия». Но учение о Чистилище как окончательном посмертном очищении души было частью истинной веры ещё до времен Христа. Так, например, мы находим еврейского героя по имени Иуда Маккавей примерно полтора века до рождения Иисуса, молящегося за умерших и прося, чтобы их грехи были прощены после смерти (2 Маккавейские 12:43-45). Эта практика, называемая «каддиш ятом», была хорошо известна среди евреев во времена Иисуса. Ортодоксальные евреи и по сей день практикуют её.

Иудеи, католики и восточные православные всегда исторически провозглашали реальность очищения после смерти. Только после протестантской Реформации в шестнадцатом веке некоторые христианские группы начали отрицать его.

Точно так же мы видим, что Новый Завет часто предполагает существование Чистилища. Иисус, после Своей смерти, по словам Петра «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петра 3:18-20). Этот образ не мог относиться к аду, поскольку в нем нет покаяния и нет выхода из него, и поэтому нет смысла проповедовать.


Греческое слово, которое переведено, как «темница», phulake, является тем же словом, которое использовал Иисус, когда учил примириться с соперником как можно скорее, чтобы «... не ввергли тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». 

Может показаться, что Господь здесь даёт простые инструкции своим последователям исключительно об этой жизни. Но это не так, если рассмотреть этот отрывок в контексте. Он находится посреди знаменитой «Нагорной проповеди», где наш Господь учит о небесах (ст. 20), аде (ст. 29-30), и как смертных, так и несмертных грехах (ст. 19, 22), в контексте, который представляет «Царство Небесное» как конечную цель (см. ст. 3-12). Далее наш Господь говорит, что если вы не любите своих врагов, «какая вам награда» (ст. 46)? И Он ясно дает понять, что эта «награда» не от мира сего. Это «награда от Отца вашего небесного» (6:1) или «сокровище на небесах» (6:19). Интерпретация этого текста с точки зрения человеческой судьбы в будущем мире облегчается тем, что слово «темница», используемое Иисусом, является тем же термином, означающим Гадес в 1 Петра 3:18-20. Таким образом, определенные грехи в настоящем веке будут подвергнуты суду и заключению в «темницу» в будущем веке. Но это также подразумевает, что наказание за них не обязательно будет вечным, но будет длиться до того времени, пока человек не «отдаст до последнего кодранта».

Эти образы не подходят ни к небесам (где нет тюрем), ни к аду (где нет ни покаяния, ни «выхода»). Тем не менее, он подходит для Чистилища.

Иисус также подразумевает существование Чистилища или «прощения в будущем веке», когда он говорит своим ученикам: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:32). Если не существует прощения «в будущем веке», зачем Иисусу упомянать о нём?

Апостол Павел пишет: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». (Первое послание к Коринфянам 3:14,15)

Нет никакого сомнения, что этот текст повествует о суде Божьем, где труд верующих будет испытан после смерти. В нем говорится, что наши дела пройдут через «огонь». В Писании образ огня используется метафорически двумя способами: как образ очищения (Мал 3: 2-3, Мф.3: 9, Марка 9:49); и как образ поглощения и уничтожения (Мф 3:12, 2 Фес. 1: 7-8). Это подходящий символ для Божьего суда. В зависимости от качества труда, что-то сжигается, а что-то очищается. 

То, о чем говорится, не может быть описанием небес, поскольку существуют недостатки, которые должны быть «сожжены» (см. Откр. 21:27). Это не может быть адом, потому что душа спасается из этого огня. Так что это? 

Поэтому Церковь после Иисуса не «изобретала» Чистилище. Напротив, она просто повторила и разъяснила то, чему Иисус и апостолы научили её в отношении обещания надежды на загробную жизнь.


Что означает для нас Чистилище сегодня?

 
Это означает, что всегда означало: надежду! Благую весть, давно провозглашенную Иисусом:
«Дух Господень на Мне;ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки 4:18-19).
Чистилище – это уверенность, что в конечном итоге не будет ничего, что могло бы заглушить отражение славы Божьей в зеркале нашей души. Мы, которые так долго были пленниками греха, в конечном итоге полностью освободимся от него. Более того, как соучастники в жизни Христа, у нас есть необычайное обещание от Него. Ибо он говорит нам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоанна 14:12). Другими словами, мы не только получаем от него благодать, мы делаем с Ним благодатные дела, потому что мы «соработники» со Христом (1 Коринфянам 3:9). Это также означает, что, как Он молится за нас, мы можем молиться друг за друга своей властью и властью. И такие молитвы могут быть сделаны не только для живых, но и для мертвых. Поэтому мы можем помочь тем, кто все еще очищается, так же, как мы можем помочь людям на земле – нашими молитвами и жертвами любви. Ибо, как говорит Павел, «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Римлянам 12:5). Это единство с Богом и друг с другом не разрушается смертью. Поэтому мы можем продолжать молиться за тех, кто умер с надеждой Христа, чтобы наши молитвы действительно помогли им, поскольку мы «несем бремена друг друга и этим исполняем закон Христов» (Галатам 6:2).

Это все находится Писании.