Камень Церкви Христовой - Исповедание или Личность? (от Матфея 16:18)

Одним из отрывков, по которому ведутся горячие споры в полемике между христианами - это слова Христа "на сем камне Я создам Церковь Мою" в Евангелии от Матфея 16:18. После того как Апостол Пётр исповедует веру в Иисуса как Мессию (Христа), Иисус говорит ему: "И Я говорю тебе, ты - Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Так Иисус основывает Свою Церковь на Петре, или на его исповедании Иисуса как Мессии?

Скорее, полнота веры и истины может быть найдена в сочетании этих двух утверждений, а не в их противостоянии: Христос основывает Свою Церковь на исповедующем Его Петре. 

С одной стороны, исповедание Петра крайне важно иметь в виду: ведь Церковь существует, потому что человек имеет веру во Христа, как Сына Божия: без этой веры не может быть Церкви.  

С другой стороны, исповедание веры и его хранение и передача из поколения в поколение напрямую связано с конкретными личностями. В статье "Камень Евангелия от Матфея 16:18" приводится анализ речи Христа, и мы можем ясно увидеть, что Христос обращается именно к Петру как к личности и его обетования относятся также к Петру как личности. Христос возлагает на исповедующего Его Апостола особую роль в Церкви и Его плане спасения, которая дана не каждому человеку, исповедующему Христа как Мессию, мы можем увидеть из следующих отрывков: 

1. Марта исповедует Христа
"Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир" (От Иоанна 11:27).
Марта тоже совершает исповедание веры. Но что Христос не делает в этом отрывке? Он не изменяет её имя на Пётр, и не обещает построить на ней Свою Церковь. 

Мы также не видим, чтобы какой-либо другой последователь Христа в Новом Завете был переименован в Петра. Единственным человеком, в Писании который упоминается как "Пётр, Кифа (Камень)" является апостол Симон. О том, что означает перемена имени в Библии, смотрите эту статью. Таким образом, многие исповедывали Иисуса Мессией, но Иисус меняет имя только одному Симону, называет его Петром (камнем) и обещает построить Церковь на этом камне.

2. Иоанн креститель и Апостолы. В Евангелии от Иоанна 1:32-49 читаем:
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр. 
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.  
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
В этом отрывке Мы слышим серию исповеданий веры во Христа как Мессию:

  • Иоанн Креститель провозглашает Иисуса как Сына Божия (Ин. 1:34), и Агнца Божьего (Ин. 1:36).
  • Апостол Андрей, брат Симона, провозглашает Иисуса как Мессию, Христа (Ин. 1:41).
  • Апостол Филипп провозглашает Иисуса как Того, "о Котором писали Моисей в законе и пророки", как Мессию, который должен был придти (Ин. 1:45).
  • Апостол Нафанаил провозглашает Иисуса как «Сына Божьего» и «Царь Израилев,» (Ин 1:49).

На самом деле, только один человек, указанный в этом отрывке, ничего не исповедует - Симон, сын Ионы. В этом отрывке он не говорит ни слова. И все же, прямо посреди этого шквала мессианских исповеданий, Иисус делает нечто поразительное. Он обращается к Симону, как будто он ждал его, и говорит: "Так ты Симон, сын Ионин? Ты будешь назван Кифой, что означает Камень (Пётр)". Он называет Симона по имени и называет его отца. Он делает ту же самую вещь в Евангелии от Матфея 16:18 ("Симон сын Ионы"), что указывает на конкретную личность. И, как отмечает апостол Иоанн, Кифа является арамейским словом, означающим камень, и переведится на греческий язык как Петрос (Пётр).

Итак, Иоанн 1 в основном показывает нам, что: 
(1) все, кроме Симона исповедали, что Иисус есть Мессия;
(2) Иисус объявил, что Симон, сын Ионин - станет Камнем (Петром).

Это событие происходит в самом начале общественного служения Иисуса, задолго до событий, описанных в главе 16 евангелия от Матфея. Это исключает вероятность того, что Симон был назван Петром, потому что он первым исповедывал Иисуса Христом. Иисус был объявлен Мессией даже до того как Пётр встретил Его. Однако, Иисус, господь и Бог выбрал Симона сына Ионы, дал ему новое имя, означающее особую роль в Церкви. Это еще раз напоминает о том, что "Господь смотрит не так, как смотрит человек"(1 Царств 16:7). 

Мы все можем быть камнями (Петр называет нас «живые камни» в 1 Петра 2:5), но Иисус ("Живой камень" в полном смысле этого слова, 1-е Петра 2: 4) выбрал одного из числа нас, апостола Петра, чтобы поставить его в фундамент Церкви.

Но может ли Бог построить Свою Церковь на несовершенных людях? Имеет ли личность человека какую-то роль в Божьем плане спасения? Рассмотрим, что нам известно об устроении Народа Божьего в Ветхом Завете (Ветхозаветная Церковь).
  • Фраза "народ Божий" означает родство ("род"), "семью Бога", "Божье семя", Божьих детей. Авраам - отец народа Божьего, от которого также Иисус ведёт Свою родословную. 
  • Вера Авраама была угодна Богу (Быт. 12: 1-3). Поэтому, Бог заключил с верным Авраамом и его потомками завет, сделав Авраама отцом всех верующих (Рим 4). 
  • Бог изменил имя Авраму, дав ему новое имя (Авраам - евр., отец множества), что означает его уникальную роль в Божьем плане спасения... 
  • Бог не отделяет веру Авраама от самой личности Авраама, он не делает веру Авраама отцом народов, но верного Авраама. Он делает Авраама "скалой, из которой вытесан народ Божий" (Исаия 51:1-2). 
  • Он также не делает любого верующего "отцом множества народов". У Израильского народа было много "праотцов". Но ни один из них не был равен Аврааму в данной роли.
  • То, что смертный и несовершенный человек Авраам стал отцом верующих никак не противоречит тому, что Бог является Отцом всех верующих: Бог дал ему эту роль, между Богом и Авраамом нет борьбы за власть.
  • Бог заключил с Авраамом завет и дал ему обетования: 1) дать его наследникам обетованное место на земле (Быт. 15: 18-21). Бог осуществил свое обещание (Иос 21:43, 2 Езд. 9:.. 8, 3 Цв 8:56). 2) Дать Аврааму и его потомкам вечное место на небесах (Быт 13:15, 17: 7-8., 22: 17-18). Это обещание исполнено в Новом Завете и будет полностью исполнено в конце времен.
  • В дохристианское время чтобы понять, кто является Божьим народом Завета, необходимо было посмотреть на Авраама и его потомков. 
  • Бог исполнил Свои обетования Аврааму, храня народ Завета, даже в трудные времена: Бог всегда был верен Своим обетованиям. "И завет Мой с ним будет верен... Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих" (Пс. 88:29, 31-35). 
Параллели между Авраамом и Петром:

  • Народ Божий в Новом Завете - это Церковь Христова. 
  • Пётр исповедал Иисуса Мессией и Христос сделал его камнем, на котором Он построил Свою Церковь. 
  • Иисус меняет имя Симону на Пётр (Кифа, Камень), что означает особую роль этого человека в Божьем плане спасения.
  • Каждый апостол является фундаментом Церкви (Ефесянам 2:19-20), каждый христианин называется камнем (1 Петра 2:5), но ни один не равен Петру в его роли, данной ему Христом.
  • То, что Пётр является камнем, на котором Христос построил Церковь Свою, никак не означает, что Христос не является истинным краеугольным камнем и основанием Церкви. Христос поручил Петру особую роль, и поэтому между Петром и Христом нет борьбы за власть. 
  • Бог дал обетование Петру: 1) "На сем камне Я создам Церковь Мою 2) и врата ада не одолеют её". 3) Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах.
  • Мы смотрим на завет Бога с Авраамом как на прообраз Нового Завета. В Новом Завете Иисус исполняет и совершенствует Завет Авраама, давая доступ к Своей Благодати. Через Христа и Церковь, которая стала вселенской семьей Бога, все народы будут благословенны Христом. Эта трансформация Божьего завета с Авраамом в Новый Завет Иисуса Христа, Который благословляет все народы через Свою Церковь, связывает Петра и Авраама и подчеркивает их уникальные роли в руководстве народа завета. Пётр занимает место Авраама как камень фундамента Нового Израиля, Церкви. Как и Авраам, Камень, из которого Божьи люди были иссечены, Пётр - камень, на котором была построена Церковь, объединяя детей Авраама в одно тело Христово.
  • Бог всегда верен Своим обещаниям и пребывает со Своим народом "во все дни до скончания века" (Мф. 28:20)