Мать Тереза и её критика: о фильме Хитченса "Ангел из ада".


"Если кто-то критикует вас, сначала спросите себя: "Правда ли это?" 
Если это правда - извинитесь и изменитесь, и вопрос будет решен.
Если это не правда - проясните и поправьте,  но если это не работает, 
возьмите на себя несправедливые обвинения
и посвятите их Иисусу, объединив с Его страданиями, 
потому что и Он был оклеветан со всех сторон"  (Мать Тереза).

Её называют "Ангелом любви Христа", ей была присуждена Нобелевская премия мира, и она причислена к лику блаженных Святым Престолом. Но для большинства людей она просто мать Тереза​​, одна из наиболее почитаемых женщин современности. Родившаяся под именем Агнес Бояджиу в Македонии в 1910 году, блаженная Тереза ​​пришла ко всеобщей известности сравнительно поздно в своей жизни, но когда это произошло, ее влияние на мир было глубоким.


В 1969 году британский журналист Малкольм Маггеридж создал о ней документальный фильм "Что-то прекрасное для Бога", а также - свою ставшую классической книгу с таким же названием. В ней он рассказал о серии событий, которые привели молодую албанскую девушку к тому, чтобы стать монахиней, основать новый религиозный орден и быть слугой бедных и умирающих сначала на улицах Калькутты, а затем - по всему миру. Пример Матери Терезы вдохновил известного журналиста на посвящение большей части своего времени и денег на помощь организациям, "служащим самым слабым и наиболее уязвимым членам общества". Его документальный фильм глубоко тронул сердца людей и вдохновил новое поколение христианских активистов, многие из которых сами стали миссионерами милосердия.

Однако, независимо от того, что она сделала или не сделала, "разоблачители" её святости сделали бы все "гораздо лучше". В 1990-е годы после того как Маггеридж умер, но Тереза была еще активна, Кристофер Хитченс, английский журналист и настойчивый анти-теист, начал агрессивную атаку на монахиню с документальным фильмом "Ангел из ада" а также книгой "Миссионерская позиция".

В данном фильме (как и в большинстве своих работ) Хитченс не предлагает конструктивную критику, фильм направлен не на ясное, многостороннее исследование истины, а на очернение человека и его дел​. Он нападает на целостность и достоинство личности Матери Терезы, используя множество манипуляционных тактик. Есть различие между исследователем и иконоборцем. Исследователь стремится к объективной и целостной оценки события или личности, стремясь с помощью системы методов охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Иконоборец же определяет доминирующий символ этоса, а затем стремится дискредитировать или уничтожить его. В Матери Терезе Хитченс признал, пожалуй, один из величайших образов христианского милосердия, священный образ, который он искал, чтобы "осквернить".

Самое любопытное, что фильм "Ангел из Ада" был направлен на защиту бедных против их предполагаемой эксплуатации Матерью Терезой, в то время как на самом деле на экране фильма нет ни одного интервью с бедняком из Калькутты. Ни одного человека, о котором заботились миссионеры милосердия, нет в камере. Не от того ли, что они были гораздо более высокого мнения о Терезе, чем это было позволено в фильме?

Избегая людей, находящихся в сердце служения Матери Терезы Хитченс позирует на камеру и раскатывается серией необоснованных обвинений, как неосведомленных, так и жестоких.

Фильм осуждает мать Терезу за встречу с сомнительными политиками и бизнесменами для того, чтобы собрать средства для помощи бедным, но по иронии судьбы, Хитченс использует свой фильм чтобы выразить поддержку Жану-Бертрану Аристиду, бывшему священнику, чья запись в качестве президента Гаити символизировала коррупцию, тиранию и мошенничество.

Из путешествий Терезы за рубежом, Хитченс заявил: "Возможно, она не всегда благоустраивала страдающих, но она точно никогда не заставляла страдать благоустроенных", но кадры из фильма показывают как она делает именно это: смиряет благоустроенных, порицая аборты перед состоятельной аудиторией.

Автор подверг критике выступления матери Терезы против абортов. Однако, и сам Хитченс высказывался против них. Например в ходе дискуссии с Беном Штайном, его спросили, считет ли Хитченс себя членом движения "про-лайф"? Хитченс ответил утвердительно и пояснил:
"У меня было много споров с моими коллегами материалистами и секуляристами по данному вопросу... и если концепция ребенка имеет какой-то смысл, то она включает и "не рожденного ребенка". Все открытия эмбриологии, которые были очень значительными в последнем поколении... подтверждают, это мнение, которое, я думаю, должно быть врожденным в каждом, быть частью клятвы Гиппократа, это инстинкт в любом человеке, который когда-либо наблюдал УЗИ. И так, да - это мой ответ".
Поэтому даже если сторонник однополых браков может быть защитником нерожденных детей, то почему этого не может сделать девственница?

Хитченс выразил шок, что Тереза призвала жертв катастрофы простить тех, кто заставил их пострадать, что заставляет недоумевать, знаком ли он с основными принципами Христианства.

Высота абсурда достигается, когда Хитченс нападает на Мать Терезу, ​​возложившую венок памятнику великой Албании, "который был причиной насмешек Папы Пия IX и его друга Бенито Муссолини". Кажется, Папе Пию было бы довольно трудно быть другом Бенито Муссолини. Особенно учитывая тот факт, что Пий IX умер в 1878 году, а Муссолини родился только в 1883. Но зачем беспокоиться об исторических фактах, когда испытываешь такое удовольствие, выдумывая их?

Почти достойно сожаления видеть, какие огромные усилия автор приложил, чтобы найти хоть несколько ничтожных, небрежно поддерживаемых, и мало впечатляющих примеров "беззакония" Матери Терезы, чтобы вписать в свой маленький проект. Однако, давайте рассмотрим все преступления по порядку:

 1. Среди людей, оказывающих ей гостеприимство или дающих ей награды, встречаются "диктаторы", "эксплуататоры" и люди с "нечистой совестью". 


Конечно, трудно понять, почему, как христианка, она должна быть более разборчивой в этом отношении, чем ее Господь, который сидел с мытарями и грешниками, приводя в шок всех Хитченсов того времени? Хитченс был прав, говоря, что Мать Тереза не высказывалась против конкретных правителей. Права она была или нет, но она считала, что не её роль - принимать чью-либо сторону в политической борьбе. В 1991 году, после того как Ирак вторгся в Кувейт, она умоляла обе стороны конфликта - Джорджа Буша и Саддама Хусейна не воевать. За исключением ее неловкого участия в акции протеста христиан в Нью-Дели в 1995 году она была постоянной в своей позиции. Она никогда не критиковала публично режим Ходжа и его преследования Римско-католической церкви в Албании, где жили ее родители. Она также не была вовлечена в конфликт в Косово в конце 90х где сербы вытеснили этнических албанцев из своих домов. В своих публичных выступлениях она затрагивала темы Западного материализма и потребительства, о том, что богатые должны помогать бедным, о том, что нужно заботиться и уважать достоинство самых слабых и уязвимых членов общества, о недопустимости абортов и войн, о гармонии и мире между религиями. Хитченс - фанатично поддерживающий войну в Ираке и восхищающийся массовым убийцей Троцким - не понимает причину, почему Мать Тереза не критиковала политиков и не защищала их. Однажды она сказала: "Мое призвание не в том, чтобы судить общественные институты. Я никогда не думаю в категориях толпы, но - в категориях отдельной личности". Мать Тереза верила, что как хорошее так и плохое можно найти в любой личности.

2. Она принимала пожертвования от мошенников и сомнительных персонажей. 


Главный комиссар по выборам, ныне председатель избирательной комиссии Индии Навин Чавла, написавший биографию матери Терезы в 1992 году ответил на это так: 
"По словам Матери Терезы, каждый имеет право на благотворительность... Я спросил ее однажды. Она в ответ спросила меня, подвергну ли я проверке на чистоту совести каждого из тысяч людей, которые ежедневно кормят голодных в нашем городе... "Судить людей - не моя задача" - ответила она мне - "Это Божья работа". 
Она также считала, что когда человек благотворит бедным, это может открыть его душу к позитивным переменам. 

3. Мать Тереза принимала "миллионы" в пожертвованиях и не расходовала их по назначению? 


Где финансовые отчеты, показывающие суммы, поступающие на ее счет? Где её особняки? Её автомобили и лодки? Образ ее жизни показывает, что она жила среди бездомных и даже несколько раз болела малярией, которой заражалась от больных. Навин Чавла задается вопросом: "Если деньги не тратились на ее проекты, то куда тогда они шли? Обеспечивали ее богатый образ жизни? Она основала 500 центров по всему миру. Вам нужны деньги, чтобы заботиться обо всех людях, которые там находятся. Это не лёгкая работа". 

4. Хитченс обвиняет Мать Терезу в том, что условия содержания больных были очень бедными и что медицинское обслуживание было ниже стандарта. 


Фильм показывает Мэри Лоудон, автора British Medical Journal, которая однажды работала как волонтер в доме для умирающих. Она рассказывает о том, что Мать Тереза не предоставляла достаточно сильные обезболивающие людям, страдающим от рака, о том, что больницы не принимали людей, подающих надежду на исцеление, что шприцы были использованы повторно. Она также рассказывает историю о том, что одна из сестёр мыла шприц в холодной воде вместо того, чтобы прокипятить его, потому что на кипячение не было времени. Однако, был ли это единичный случай или обычная ежедневная практика - не известно.

Также остается за кадрами контекст ситуации - жизнь обычных людей в странах третьего мира, состояние их больниц и доступность таких простых ресурсов как электричество и горячая вода.

Доктор Майк Дрисколл, рассказывает о своем путешествии в Калькутту в 1990-1991 гг.
"Я провел около 8 месяцев в Калькутте в 1990-1991 и работал в Калихате (доме для умирающих, который был описан у Хитченса) и, как медбрат, я тоже делал людям уколы. Я никогда не видел, чтобы иглы использовались повторно, хотя, я не удивился бы, если бы это случилось. Я чувствовал, что стандарты ухода за больными были достаточно хорошими в контексте очень бедных ресурсов Индии, и того факта, что этот дом не был устроен как больница, но как кризисный центр для умирающих, подобранных на улицах. 
Я встречал других волонтеров с медицинским образованием, которые иногда разочаровывались тем фактом, что пациенты могли быть спасены если бы более современная медицинская помощь была доступна. Суть в том, что она не была доступна, именно поэтому данный центр и существовал. Пациентов этого центра посещали местные врачи, и иногда некоторые люди были переведены в клинику, если им могли предоставить кровать. 
Необходимо также добавить, что повторное использование шприцов в развивающихся странах не было реким, особенно во время, предшествующее знаниям о ВИЧ инфекции и гепатите; я имею в виду, это было в государственных больницах, а не только в кризисных центрах для смертельнобольных. Это происходило потому что достаточное количество игл не было доступно. Иглы просто опускались в хлор и промывались водой. 
Это обычная ошибка людей, которые едут помогать в развивающиеся страны - критиковать предлагающееся там обслуживание в перспективе своих развитых стран. Они не могут понять ту простую причину, что обычные ресурсы, которые они принимают как должное, не доступны в странах третьего мира. Это может звучать странно или очевидно, но я был ошеломлен количеством людей которые удивлялись, почему центры Миссионеров Милосердия не были оборудованны как современные западные клиники. Простые или бедные стандарты медицинской помощи - это не всегда знак того, что людям все равно - это часто проблема ресурсов, которых не достаточно.
На вопрос, не могли ли пожертвования, которые получала организация, тратится более эффективно на улучшение условий больных, он ответил:
"Когда я был в Калькутте в 1990-91, Миссионеры Милосердия осуществляли около 20 благотворительных проектов в этом городе. Это были Калихат (дом для умирающих); Прем Дан (дом для душевнобольных и людей с трудностями в обучении); Шишу Бхаван (дом для детей-сирот и детей, которые были приняты как альтернатива аборту), лепрозорий (больница для больных проказой); школы, особенно для девочек-подростков, где они могли обучаться жизненно важным навыкам; и множество разных пунктов раздачи еды для нищих и бездомных, куда голодные могли придти каждый день. Миссионеры Милосердия участвуют во многих проектах, а не только в каком-то одном. 
Это обычно не вопрос денег, это вопрос того, какого рода пожертвования Миссионеры Милосердия получали. Если они получали медикаменты - они использовали медикаменты. Если они получали иглы, они использовали иглы. Большинство денег, которые были ими получены, расходовались на еду для голодных. 
Обвинения Хитченса, что Мать Тереза сидела на миллионах рупий, вместо того, чтобы потратить их на высокотехнологичное медицинское оборудование кажется мне полной нелепицей. С большим уважением к озабоченности критиков качеством человеческой жизни, я считаю, что они смотрят в розовых очках на жизнь в странах третьего мира, не понимая масштаб проблемы. Очень сложно описать как тяжелы и ужасны были условия жизни простых людей Калькутты, когда я посещал этот город - буквально сотни тысяч людей, живущих на улице без воды и санитарии, в большинстве случаев без работы и еды, не имея элементарного укрытия (а в Индии жарко и сухо далеко не круглый год, поверьте мне). Туберкулёз, проказа и множество болезней от грязной воды имеют масштабы эпидемии, и преступность неудивительно безудержна. В подобных условиях люди буквально падают замертво на улицах от истощения, голода, болезней. Я никогда не забуду день, когда тело молодой индийской женщины лет двадцати принесли на носилках в дом для умирающих. На ней лежали два жалких пучка размером с котят - двое детей-близнецов, которые были уже мертвы потому что она не могла их прокормить. Был ли у нее муж или она оставила свой дом потому что забеременела, не будучи замужем, мы не знали. Так, я и другой волонтёр перенесли её в заднюю комнату, где священник помолился за них прежде чем доставить их тела в городской морг. Затем мы вернулись обратно, чтобы разобраться с другими 150 людьми, поступившими к нам в этот день. Таким образом, основная проблема - далеко не в наличии современного медицинского оборудования.  
Я бы спросил Мэри Лоудон, почему она ожидала найти стандарты западного госпиталя в кризисном хосписе Калькутты? Или почему она, например, не посетила обычный публичный госпиталь Калькутты, где стандарты обслуживания гораздо ниже, чем в доме для умирающих Матери Терезы (опять же, по причине нехватки ресурсов). Каждый человек в Калькутте, кроме очень богатых людей, не имеел горячей воды. Это очень сложно представить изнеженному западному путешественнику. 
Я верю, что хорошие врачи, возможно, сделали больше, чем просто жаловаться во время своего визита - может быть, они организовали поставку чистых игл Миссионерам Милосердия на регулярной основе? Или, что-нибудь из цитотоксических препаратов, которые используются для лечения рака и которые стоят тысячи долларов на один курс. Я надеюсь, что они что-то сделали: страдания, несомненно, переменили их, и они имеют право обратить внимание на недостатки работы Миссионеров. Но достаточно ли они были вовлечены жизнь простых людей данной местности, чтобы увидеть, что происходит вокруг них, и понять масштаб проблемы, и то, какой огромный объем ресурсов нужно использовать, для адекватного ее разрешения?
Можно привести такую аналогию: выполнять сложную операцию на поле боя в условиях грязи, дыма и огня, зная, что риск смертельной инфекции присутствует - не желательно. Но если это единственный шанс, который у вас есть, то вы сделаете это так или иначе. Калькутта была именно таким "полем боя", где могло быть сделано множество компромиссов. Настоящее чудо в том, что Мать Тереза и её сестры приступили к этой работе и начали делать что-то, вместо того, чтобы ждать улучшения внешних условий. Это, конечно, не ставит их выше критики, но это объясняет, с какими обстоятельствами они сталкивались и до сих пор сталкиваются. 

Отец Питер Гумпель, служитель Конгрегации по канонизации святых, сказал, что утверждения критики Матери Терезы были приняты достаточно серьезно, и пояснил:
Ошибки существуют даже в самых современных медицинских учреждениях, но всякий раз, когда коррекция необходима, Мать и миссионеры показывали себя открытыми для конструктивного изменения и улучшения. То, что многие не понимают, отчаянные условия, с которыми Мать Тереза ​​постоянно сталкивалась, и её особое призвание - которое заключалась не в том, чтобы основать клинику, но в заботе о тех, у кого не было никаких шансов на выживание, и которые в противном случае умерли бы на улице.
Но "абсолютно ложным", - подчеркнул он, - было бы утверждать, что она отклоняла или пренебрегала доступной медицинской помощью для тех, кто еще поддавался лечению, или хорошей паллиативной помощю неизлечимо больным. Остерегайтесь анекдотических историй, циркулирующих от вечно недовольных людей", предупредил он".

Сьюзен Конрой, которая работала с Матерью Терезой в Калькутте, путешествуя туда в качестве добровольца в 1986 году говорит о блаженной довольно часто. Она знала мать Терезу в последнее десятилетие её жизни, и написала книгу "Уроки Матери Терезы о Любви и Тайне святости". Она отреагировала с грустью на критику в адрес условий в доме умирающих, предложив из первых рук отзыв в ответ:
Когда я читаю критику о том, как заботились о пациентах в доме для умирающих, я постоянно возвращалась в памяти к моему личному опыту... Я знаю, как нежно и бережно обращались с каждым из нуждающихся пациентов там, как мы купали их, и чистили их кровати, кормили их и давали им лекарства. Я знаю, как весь дом был тщательно и регулярно мыт сверху донизу, и каждого пациента мыли так часто, как это было необходимо, даже если это нужно было делать несколько раз в день...
Они считались «неприкасаемыми» для общества, и все же, мы прикасались к ним и ухаживали за ними, как если бы они были знаменитостями. Мы действительно считали честью служить им, как могли. Мать Тереза ​​учила нас ухаживать за каждым из них со всем смирением, уважением, нежностью и любовью, с которой мы бы касались и служили Самому Иисусу Христу, напоминая нам: "то, что мы делаем для наименьших наших братьев, мы делаем для Него".

Служение матери Терезы заключалось не в том, чтобы основать первоклассную европейскую клинику. Оно заключалось в гораздо большем. Она хотела стать воплощением любви Бога, присутствия Бога и сострадания Бога. Напомнив миру о ценности и достоинстве детей Божьих, созданных чтобы любить и быть любимыми. 

11 декабря 1979 года матери Терезе вручили Нобелевскую премию мира. К тому времени она начала понимать, что "Калькутта везде". Бедняки, протягивающие к ней руки, нуждались не только в хлебе, крове, одежде, но и в признании их достоинства, а главное - в любви. С годами она все глубже понимала, что "бедность" бывает разной, и безденежье порой не так страшно, как изгойство или духовная опустошенность, а предоставленные самим себе потерянные, хотя и внешне благополучные люди - те же нищие, и тоже ждут, кто бы их утешил.

В Нобелевской лекции перед жадно внимавшими ее словам почтенными гостями, мать Тереза говорила о бедных - не столько о тех, кому нечего есть, сколько об оставленных, ненужных, одиноких. Они живут рядом с нами; "миссия милосердия" начинается с того, что мы их заметим, протянем им руку и тогда есть надежда, что рано или поздно в растерянном лице, казалось бы, давно знакомого нам человека сможем разглядеть Лик Христов: 


"Иисус стал голодным, нагим, бездомным, нищим, узником, отверженным, одиноким и сказал "так как вы сделали это одному из сих братьем Моих меньших, то сделали Мне". Он изголодался по нашей любви и этот голод до боли знаком каждому бедняку. Нам очень нужно научиться его узнавать, возможно, он взывает к нам в стенах нашего дома. 
Я... как-то была в доме престарелых, куда сдают пожилых родителей... Старики там ни в чем не нуждаются... но я заметила, что они все время смотрят на дверь... Тогда я спросила сестру: "почему эти люди, у которых есть все, не сводят глаз с дверей? почему они никогда не улыбаются?" Я привыкла к тому, что у нас улыбаются все, даже умирающие. А она мне ответила: "У них почти каждый день так... Ждут: вдруг сын или дочь надумают их навестить. Они страдают потому что о них никто не помнит". Вот откуда начинается любовь. Может быть, и в наших семьях есть те, кто чувствует себя ненужным, беззащитным, кому страшно... Готовы ли мы их принять? 
Я была поражена тем, что на Западе так много молодых людей становятся наркоманами, и все пыталась понять, почему... "Потому что у себя дома они никому не нужны... Родители слишком заняты, у них нет времени.... Ребенок выходит на улицу и втягивается, страшно сказать во что... Все это разрушает мир.
Однако, самый страшный враг его в наши дни - это аборты, явное кровопролитие, прямое насилие, прямое убийство, к тому же совершенное самой матерью. "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих...", - читаем в Писании... Так вот, каждый нерожденный ребенок начертан на дланях Божьих...
Огромное множество людей, не жалея сил, заботятся о детях в Индии, в Африке, где сотни малышей умирают от недоедания, от голода и нищеты, но задумайтесь! Миллионы младенцев гибнут по воле своих матерей. В этом я вижу величайшую опасность для мира. Если мать вправе убить собственного ребенка, что мешает мне убить вас, а вам - меня? Ничто не держит... давайте попробуем в этом году сделать так, чтобы каждый - рожденный и нерожденный младенец был кому-то нужен... Что мы для этого делаем? 
Мы как-то подобрали мужчину, он лежал в сточной канаве, наполовину изъеденный червями. Когда мы принесли его в дом, уложили в постель, он сказал: "Я жил как скот на улице, а умираю, как ангел, в любви и заботе". Как же велик человек, способный на такие слова; как прекрасно знать, что он уйдет из жизни, никого не виня, никого не проклиная, никому не завидуя. "Как ангел" - вот как велико достоинство наших людей.
И потому мы верим, что именно нам говорит Иисус "Я был голоден, наг, был бездомным, никому не нужным, нелюбимым, брошенным, и то, что вы сделали одному из этих братьев моих меньших, то сделали Мне". 

Достигла ли критика Хитченса своих результатов? Нет. Хитченс, кажется, осознал тот факт, в котором он никогда бы не признался: Мать Тереза ​​была непроницаемой для любой критики. Несмотря на попытки унизить репутацию Матери Терезы, она все равно возвысилась так высоко, как никогда через пятнадцать лет после своей кончины. Её орден продолжал расширяться. К 2010 году, как отмечает биограф Кэтрин Спинк, существовало более пяти тысяч сестер Миссионерок милосердия, служащих в 766 домов в 137 странах, и еще 377 активных братьев, служивших в шестидесяти восьми домах в двадцать одной стране. Также растет и служение мирян в 50 странах мира.

Ричард Джон Нейхаус в своей статье "Мать Тереза и дети тьмы" отзывается о её критиках так: 
"Больше всего заслуживает внимания в данных проектах с трудом скрываемое отчаяние дискредитировать человеческий потенциал нравственного и духовного величия, которым судятся наши собственные несовершенные жизни. "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Свет Христов продолжает светить в жизни святых, и тьма никогда, никогда, никогда не преодолеет их. Хотя она, несомненно, продолжает пытаться". 
Via scoopwhoop.com