Что означают ключи от Царства небесного, которые Христос передал Петру?




"И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19).

Иисус дал Петру ключи от Царства небесного. На протяжении многих поколений писатели и художники изображают Петра с ключами. Что же означают эти ключи?

Говоря о ключах, Христос, несомненно, ссылается на слова пророка Исаии 22:15:
"Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]:  что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? - Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей.
И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.
И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит".
Что это означает? Дом Давида означает царство Давида, то есть царскую династию Давида. Мы знаем это, потому Давид ко времени событий, описанных в книге Исаии, был уже мертв в течение сотен лет. 

Езекия был в то время царем над Израилем. Он был сыном Давида сотни лет после того как Давид умер. Он был в династической линии Давида, а также он был правителем над домом Давида. Все цари в древнем мире, как и короли и королевы в настоящие дни, имели кабинет королевских министров. Как, например Маргарет Тэтчер была премьер-министром Англии при королеве Елизавете II, в то же самое время в королевстве были и другие министры, но премьер-министр в королевстве был только один.

Подобная роль домоправителя над царством описана также в книге Бытия 41:39-40
И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
Езекия, как король, тоже имел своего премьер-министра ("царедворца"): Севну, который оказался недостойным этой должности. Таким образом, он был отстранён от должности премьер-министра, и его место оказалось не занятым. Кроме династической преемственности королей, должна быть преемственность должности премьер-министра. Когда Севна был отстранён, его место должен был занять кто-то другой. Им оказался Елиаким.

"И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он - и никто не запрёт, запрёт он, и никто не отворит... и будет он как седалище славы для дома отца своего". Посмотрите на все символы власти, которые даются преемнику Севны Елиакиму: прежде всего, должность ("власть"), во-вторых, одежда и пояс, в-третьих, "седалище славы" и в-четвертых, ключ от дома Давидова (королевский ключ).

Елиаким был одним из министров, но теперь он должен был занять позицию премьер-министра. Откуда мы знаем? Потому что мы учитываем тот факт, что другие министры не имеют ключей от царства, ключей от дома Давида. Это говорит о том, что власть над домом Давида была возложена на премьер-министра, по преемственности должности. Почему? Потому он получил ключ от дома Давида.

Жан Кальвин, один из протестанских реформаторов, интерпретируя значение ключей в книге пророка Исаии, оставляет следующий комментарий:
"Ключи от дома предоставляются тем, кто назначен быть домоуправителями, чтобы они имели полную власть открывать и закрывать, согласно их собственному соизволению. Под "домом Давида" имеется в виду "королевский дом". Этот способ выражения был принят среди людей, потому что Давиду было обещано, что его царство пребудет вовек (2 Цв. 7:13). По этой причине царство называется "Домом Давида".
"Несмотря на то, что "ключи" обычно носят в руках, однако, говорится, что они возлагаются на его плечи, что описывает важные обязанности... всё управление домом передано ему, чтобы он мог контролировать всё согласно своему соизволению; и мы знаем, что вручение ключей обычно рассматривается как знак владения".
"Некоторые комментаторы видят в этом отрывке ссылку на Христа, но это неуместно. Потому что пророк сравнивает двух людей: Севну и Елиакима. Севна теряет свою должность, Елиаким становится его преемником. При чём здесь Христос? Елиаким не является прообразом Христа, и пророк не описывает здесь никаких скрытых тайн, но берёт сравнение из обычной человеческой практики, как если бы ключи от дома были переданы тому, кого назначили домоуправителем" (Комментарий на книгу пророка Исаии, том 2). 
Заслуженный протестантский экзегет и библейский археолог Уильям Олбрайт в своем комментарии на Евангелие от Матфея пишет:
"Исаия 22:15 безусловно лежит в основе этих [Мф. 16:19] слов. Ключи являются символом власти и Roland de Vaux правильно видит здесь ту же власть как и та, что по праву принадлежала визирю, хозяину дома, камергеру короля в древнем Израиле. Елиаким представлен имеющим ту же власть в книге Исаии".
Таким образом, когда Иисус дает Петру ключи от Царства Небесного, Пётр получает должность управляющего над домом Давида, что означает, передача власти от Сына Давида, Иисуса, Царя Израиля, Своему Царедворцу, назначая его на эту должность, которая будет иметь преемственность, пока это царство существует.

Олбрайт добавляет:
"Это имеет большое значение, что в других контекстах, когда обсуждаются дисциплинарные дела общины, символ ключей отсутствует, так как это высказывание применяется к более широкому кругу людей. Роль же Петра, как домоправителя царства объясняется как осуществление административной власти, как это было в случае царедворца Ветхого Завета, который держал ключи" (Толковая Библия, Евангелие от Матфея).
Это означает, что когда другие апостолы осуществляют церковную власть, ключи никогда не упоминаются. В Евангелии от Матфея 18 Апостолы также получают власть связывать и разрешать, как и Пётр получил в Евангелии от Матфея 16, но совершенно без упоминания ключей. Это прекрасно вписывается в нашу модель, потому что в кабинете министров все министры могут связывать и разрешать, но премьер-министр, который держит в руках ключи от Царства имеет, в некотором смысле, последнее слово. Он, являет собой авторитет суда высшей инстанции и даже протестанты могут увидеть это.

На самом деле Мартин Лютер в 1530 году, после того как он покинул церковь, писал:
"Таким образом, мы стоим здесь и с открытым ртом смотрим в небеса и до сих пор изобретаем другие ключи. Тем не менее, Христос говорит очень ясно в Евангелии от Матфея 16:19, что Он даст ключи Петру. Он не сказал, что Он имеет два вида ключей, но он дает ключи, которые Он Сам имеет, Петру и никому другому. Это как если бы он говорил: почему вы так всматриваетесь ввысь в поисках ключей? Неужели вы не понимаете, я дал их Петру? Это действительно ключи от неба, но они не находятся на небесах. Я оставил их на земле. Не ищите их на небе, или где-либо еще, кроме уст Петра, где я поместил их. Уста Петра - мои уста, и его язык - хранилище моих ключей... его связывание и разрешение является моим связыванием и разрешением "(Martin Luther, The Keys, in Conrad Bergendoff, ed. trans. Earl Beyer and Conrad Bergendoff, Luthers Works, vol 40, Philadelphia: Fortress, 1958, p 365-366).
Ранние писатели Церкви смотрели на Петра и его преемников как на тех, кто имел в Церкви власть и авторитет ключей Царства Небесного. Иоанн Кассиан (362-435) пишет о ключах Петра в своем труде "Против Нестория": 
"О Петр, князь апостолов, ты должен научить нас, так как ты сам был научен Господом; и также, ты должен открыть нам ворота, от которых ты получил ключ. Отойдите все те, кто подрывает небесный дом; отворотитесь те, кто пытается войти через ложные отверстия и незаконные врата, ибо очевидно, что никто не может войти в ворота Царства, за исключением того, кому ключ, ... откроет их". (Иоанн Кассиан, Против Нестория о воплощении. Книга III, гл 12)
Беда Достопочтенный (8 век):
"Блаженный Пётр в особом порядке, получил ключи от Царства Небесного и первенство судебной власти, чтобы все верующие поняли, что те, кто каким-то образом отделятся от единства веры или общения с ним, не могут получить ни отпущения грехов, ни войти в дверь Царства Небесного" (Проповедь в день праздника святых апостолов Петра и Павла)... 
"...Петр получил ключи от неба, как знак для всех детей Церкви, так что если они отделятся от единой веры, которую он преподает, они потеряют надежду оправдания своей вины и вхождения в вечные обители".


Окончательная власть ключей

В книге Откровения Иисус держит ключ от дома Давидова. Он также имеет право открывать и закрывать дверь:
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит..." (Откровение 3:7)

Согласно книге Откровения 1:17-18, Альфа и Омега, Всемогущий, Христос - Царь держит ключи ада и смерти:
"И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откровение 1:17-18).
Ключи ада и смерти отличаются от ключей от Царства Небесного. С другой стороны, власть "связывать и разрешать" (Мф. 18:19) говорит о возможности отлучать неверных от от народа Божьего (Церкви) на земле; и это действие может означать вечное "разветвление" в определении тех, кто входит в ворота ада и тех, кто входит в небесные врата. В обоих случаях Иисус Христос является Тем, Кто обладает полной и окончательной властью над ключами и Он делегировал определённую власть над ними Петру на земле. Царь не уступает Свою власть над дворцом и никогда не теряет этой власти, если передает ключи от Царства Своему домоправителю. Таким образом, они оба обладают этими ключами: Один - по праву, другой по поручению. 
Ключи от Царства Небесного не отличаются от ключей от Дома Давидова. Это подтверждает тот факт, что в Мф. 16:19, как и в Откровении 3:7, Иисус - Тот, кто контролирует их. Но в каком смысле власть ключей была дана Петру?   
Существует множество случаев, показывающих что в библейском и позднем иудейском использовании этой фразы, передача ключей означала передача полномочий. Как Елиаким получил полномочия над домом Израиля в качестве королевского домоуправителя (Ис. 22:22). Когда Иисус говорит, что имеет ключи от ада и смерти (Отк. 1:18) и от дома Давида (Отк. 3:7), Он говорит, что Он - не просто привратник или управляющий домом, но Царь, Господин мира мёртвых и Царства Небесного. 
В то время как передача ключей подразумевает полную и окончательную власть Передающего, тот, кто получает эти ключи, имеет определённый контроль над домом, например, над палатой советов или сокровищницей (Мф. 13:52) а также, разрешать или запрещать вход в Царство (Отк. 3:7). 
От Матфея 23:13 ["затворяете Царство Небесное человекам"], ведёт нас даже дальше. Этот отрывок очень важен для понимания Мф. 16:19, потому что это единственный отрывок в Новом Завете, который заключает в себе образ, который больше не найден нигде: ключи от Царства Божьего. Мф. 23:13 показывает нам, что книжники и фарисеи времён Иисуса Христа утверждали, что они обладают властью ключей от дома Израиля. Они осуществляли ее, провозглашая волю Божью в Священном Писании в форме проповеди, учения и суда. Через это они открывали для общины Израиля вход в Царство Небесного... Как Господин Мессианской общины, Иисус передал эти ключи Петру (J. Jeremias, Theological dictionary of New Testament, Vol. 3, Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1968). 
Церковь осознаёт, что Иисус Христос - главный держатель ключей от ада и смерти (Отк. 1:18) и от Царства Небесного (Отк. 3:7). Также как Он является главным Пастырем Церкви. В Евангелии от Иоанна 21:15-17 Иисус делает Петра пастырем над Своим народом до того как Христос вернётся снова (1 Пет. 5:4), но Христос никогда не уступает Своей власти над Своим народом: "Паси овец Моих". Этим утверждением Иисус говорит, Кто имеет окончательную власть и владение народом Божьим. 

Источник: Upon This Rock: St. Peter and the Primacy of Rome in Scripture and the Early Church. Paperback – March 1, 1999 by Stephen K. Ray 


Апостол Пётр в Священном Писании 
Апостол Пётр: перемена имени - перемена миссии. 
Камень и Кесария Филиппова 
Камень Евангелия от Матфея 16:18 
Камень Церкви Христовой: исповедание или личность?
Был ли Апостол Пётр в Риме?