Аргументы в пользу успения Пресвятой Богородицы

Успение Богородицы, 
Константинополь, V век.
Догмат об успении Пресвятой Богородицы был провозглашён Папой Пием XII в 1950 г., но как и все доктринальные разработки на протяжении всей истории Церкви, он коренится в апостольском учении и отражён в Писании. Папа Пий XII определил этот догмат следующими словами:
"Непорочная Богородица и Приснодева Мария, завершив Свою земную жизнь, была восхищена душой и телом в небесную славу".
Какие доказательства указывают на Успение?

Начнем с того, у нас есть свидетельство Нового Завета, который уже принимает как должное образ Марии в небесной славе во времена книги Откровения (примерно 90 г. н.э.):
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откровение Иоанна Богослова 12:1).
В этой книге, она идентифицируется не только как Мать "Того, Кто должен пасти все народы жезлом железным", но и "прочих от семени её, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа" (Откровение Иоанна Богослова 12:17).

Этот очевидный намек на Марию появляется в книге апостола Иоанна, который подчеркивает в своём Евангелии, что Мария является матерью, не только Иисуса, но и всех крещёных:
"Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе"(Иоанна 19:26-27).
При этом, однако, мы должны снова вспомнить, что Предание об Успении не основано на Писании, а скорее предшествует написанию Нового Завета и отражено в нем кратко. Церковь не читает непонятный текст Откровения о Женщине, облеченной в солнце, чтобы затем сказать: "А давайте представим, что это относится к Марии и придумаем историю о Её успении". Скорее Успение сначала происходит (примерно в 40-х годах или 50-х годах нашей эры) и Церковь хранит память об этом событии на протяжении истории, где оно отражается различными способами (в том числе в главе 12 Откровения 40 или 50 лет спустя).

Ядро учения присутствует и признается везде в Церкви, но есть и различные его варианты. Например, на Востоке склонны думать, что Мария была взята на небеса, пройдя через естественную кончину, на западе же утверждался факт телесного взятия Пречистой в Небесное Царствие без вкушения ею смерти. Традиции о месте Её упокоения расходятся и помещают ее гробницу то Эфесе, то в Иерусалиме. Кроме того, любопытно и показательно отсутствие мощей Девы Марии. Все эти данные говорят скорее о единодушии церкви в отношении базовой традиции, чем о сомнениях в ней - Церковь верила, в то, что Успение произошло.

Самые ранние разногласия в Церкви касались личности и дела Иисуса, а не Пресвятой Богородицы. Почитание Пресвятой Девы, восхищенной на небеса, отражает искусство гробниц в Испании уже в 312 году, указывая на то, что этот вопрос был решен ещё до того времени как он пересек Средиземное море.

Один церковный автор начала IV века, Евсевий Кесарийский, в своем труде "Хроника" (труд, предшествовавший его "Церковной истории") кратко сообщает: "206 Олимпиада (46 год от Рождества Христова): Дева Мария, Матерь Иисуса Христа, была взята на небеса, что, согласно немалому числу писателей, было открыто нам Богом". Святой Ефрем также пишет об успении в 373 от РХ и никто не упрекает его как создателя неслыханной новизны.

В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский: 
"А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою Святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий... Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о Ней. И так умерла ли Она и погребена ли, мы не знаем, но Она пребыла чуждою плотского совокупления" ("Против антидикомарионитов").
Точно так же, различные апокрифические повествования, такие как "Сказании об Успении Богородицы" и "Об исходе Марии Девы" свидетельствуют об Успении. Многие критики говорят, что Церковь переняла идею о взятии Девы Марии на небеса из этих источников. Но, на самом деле, подобные работы просто отражают то, что уже было принято считать христианами. В самом деле, на востоке, Церковь провозгласила праздник Успения Пресвятой Богородицы в четвертом веке и между христианами не было никакого противоречия в этом вопросе. Это является надежным доказательством того, что данное учение было древним: когда вы смотрите на праздник, вы видите верхушку айсберга, чьей основной массой является ни что иное, как общее убеждение всех христиан в то время.

Вопрос: почему папа определил эту общепринятую веру как догму только в 1950 году?

Ответ на этот вопрос заключается в энциклике, провозгласившей догму Munificentissimus Deus:
"В то время как иллюзорные учения материализма и коррупция морали, следующая из этих учений, угрожают потушить свет добродетели и разрушить жизнь людей, возбуждая раздоры между ними, в этом величественном образе [Успения Богородицы] все могут ясно увидеть, какая высокая цель назначена нашим телам и душам".
Поскольку 19 век атаковал достоинство нашего происхождения небывалым образом, двадцатый век хулил (и двадцать первый век продолжает хулить) достоинство нашего предназначения. Снова и снова 20-й век, утверждающийся на философии гордыни 19 века, кричал и гремел о том, что наша окончательная судьба - это печь, братская могила, концентрационный лагерь, газовая камера, грязные траншеи, превращение в замороженные Сибирские отходы, одиночество больничной палаты, безликость производственной линии, смерть в доме престарелых или в корзине абортария. Этот век научил нас, что люди, которые не могут производить должны умереть; люди с дефектами органов или мозга должны умереть; люди, которые не похожи на нас должны умереть; дети должны умереть; старые люди должны умереть; и что мы являемся всего лишь средствами, чтобы чтобы с нашей помощью достичь цели, а не существами, созданными по образу Божьему, для которых он отдал Свою жизнь. В разгар этого безумия, непосредственно после войны, в которой все эти ужасы были явлены, святой отец спросил Церковь о том, должно ли учение об Успении Девы Марии быть объявлено догматом веры. Церковь всецело согласилась.

Судьба Марии является образом нашей судьбы. Поскольку она является иконой Церкви, моделю Ученика, которая указывает не только на то, как следовать за Христом, но и какая награда ждет тех, кто это делает. Триединый Бог желает увенчать нас, как и Её, славой полного единения тела, души и духа с Собой в вечности. Церковь, указывая на Марию, просто подчеркивает этот факт. 

Читайте также: 

Имеет ли почитание Богородицы языческие корни?
Приснодевство Марии - почему это так важно?
Дева Мария, зачатая без первородного греха
Откуда Католики берут свои догматы?