Дева Мария, зачатая без первородного греха

Многие люди путают доктрину Непорочного Зачатия с «бессеменным зачатием» от Святого Духа. Девственное, бессеменное зачатие от Святого Духа относится к рождению Иисуса Христа. Непорочное зачатие относится к учению о Деве Марии. Этот догмат, определённый католической Церковью, состоит в том, что:

Пресвятая Дева Мария была с первого момента своего зачатия, исключительно по дару благодати и милости всемогущего Бога и в виду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена и освобождена от всякого пятна первородного греха, и тем самым была уподоблена Еве до её грехопадения.

Церковь учит, что Дева Мария не только никогда не грешила в мыслях, словах или делах, она учит что Мария даже не пострадала от «первородного греха», этой пустоты в наших душах, где в первоначальном замысле должен был обитать Бог.

Обычно в протестантской культуре представляется, что безгрешность Марии является более поздним «искажением Библейского учения» — одним из тех вещей, которые якобы «возникли в средневековье». Однако, на самом деле, семена этого учения уже присутствуют в Евангелии от Луки 1:28, который записывает приветствие архангела Гавриила к Деве Марии: «Kaire, Kecharitomene» («Радуйся, Исполненная благодати!»). Католическое (и всё) апостольское христианство на протяжении столетий проникало в глубины и высоты этого удивительного имени.

Однако, в умах некоторых людей это учение иногда создает проблему с объяснением другого неизменного католического учения: доктрины о первородном грехе.

Как Павел ясно учит, «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 1:23). 1 Иоанна 1:8 добавляет: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас». 

Это учение связано с тем, что падший человек унаследовал первородный грех от наших прародителей. Как это может быть, что Мария родилась без первородного греха? Разве это не предполагает, что она не нуждается в спасении Иисуса? Не означает ли это, что она на самом деле не человек?

Эти и подобные вопросы досаждают многих людей. Тем не менее, реальность такова, что Церковь уже давно привыкла к следованию идеям, находящимся в кажущемся противоречии друг с другом. Мы верим в то, что Бог является одновременно Одним и Тремя, в то, что Иисус Христос является и Человеком и Богом. Таким же образом, мы верим, что Бог является суверенным, и в то же время — что мы имеем свободную волю. Мы считаем, что добрые дела не могут спасти нас, и что в то же время, что вера без добрых дел мертва. И так далее. Католическая вера стремится к объединяющему мышлению «и-и» вместо фундаменталистского «или-или».

И так, те же самые отцы Церкви, которые настаивают на том, что мы поражены первородным грехом, также принимают как должное, что Мария — «Непорочная» и «Пресвятая» Дева, незапятнанная грехом.

Не мало людей с удивлением обнаруживают, что католическая церковь фактически соглашается, что Мария была «спасена». В самом деле, Марии нужен был Спаситель, о Котором Она сама говорит в Евангелии от Луки (1:47): «Возрадовалась душа моя о Боге, Спасителе Моём». Мария была спасена от греха самым возвышенным способом. Ей была дана благодать быть «предохраненной» от греха и возможность никогда не совершать его. Протестанты, как правило, думают, что спасение Божье состоит почти исключительно в прощении грехов, фактически совершённых. Однако Священное Писание указывает, что спасение может также относиться к защите человека от греха прежде того, как он совершит его:
«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». (Иуды 24-25) 
Шестьсот лет назад великий францисканский богослов Дунс Скот объяснил, что впадение в грех можно сравнить с приближением человека к глубокому рву, о котором он часто не ведает. Если он упал в этот ров, он нуждается в ком-то, кто бы опустил верёвку и вытащил его. Но если кто-то предупредит его об опасности, ожидающей впереди, предотвращая его падение в ров, то человек тот также будет спасен. Таким же образом Дева Мария была спасена от греха, получив по благодати возможность быть сохраненной от падения. И произошло это благодаря Спасителю. Таким образом, в спасении Девы Марии мы видим, не отсутствие спасительной благодати Христа, но её полное выражение.

Все согрешили, за исключением. . .

Но как насчет «все согрешили» (Рим. 3:23) и «если кто говорит, что он не имеет никакого греха он лжец и истины нет в нём» (1 Иоанна 1:8)? Разьве "все" и "кто" не включает Деву Марию? На первый взгляд, это звучит разумно. Но этот способ мышления был бы более полон и логичен, если бы мы также причислили Иисуса Христа к компании грешников. Нет, верный христианин не посмеет помыслить этого! Тем не менее, ни один христианин не будет отрицать и то, что Христос был не только Богом но и Человеком. Таким образом, понимание 1 Иоанна 1:8 в строгом, буквальном смысле, мы должны применить понятие «всякий человек» и к Иисусу Христу.

Правда в том, что Иисус Христос был исключением из Римлянам 3:23 и 1-е Иоанна 1:8. И Библия говорит нам в Послании к Евреям 4:15, что: «Христос был искушен во всем, кроме греха». Вопрос теперь в том, есть ли другие исключения из этого правила?

Да – миллионы исключений.

Римлянам 3:23 и 1 Иоанна 1:9 говорят о личном, а не первородном грехе (Римлянам 5 касается первородного греха). И существует также два исключения из этой общей библейской нормы. Но сейчас, мы поговорим о Римлянам 3:23 и 1-е Иоанна 1:8. Во-первых Иоанна 1:8, очевидно, относится к личному греху, потому что в следующем стихе, Иоанн говорит нам: «Если исповедуем грехи наши, Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши...» Мы не исповедуем первородный грех; мы исповедуем личные грехи.

Контекст Римлянам 3:23 дает понять, что здесь говорится о личном грехе:
«Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи (Рим. 3:10-14).
Первородный грех не является чем-то, что мы совершаем; это то, что мы унаследовали от прародителей. Третья глава Римлянам говорит о личном грехе, поскольку она упоминает о грехах, совершенных грешниками. Имея это в виду, рассмотрим такую ситуацию: ребенок в утробе матери или ребенок до двух лет могли бы совершить личный грех? Нет. Чтобы совершить грех, человек должен понимать, что поступок, который он собирается исполнить, является плохим и иметь свободную волю, чтобы сделать выбор в пользу этого поступка. Без надлежащей способности к пониманию поступков, дети очень раннего возраста, а также люди, имеющие нарушения интеллекта и воли, грешить не могут. Поэтому, есть и были миллионы исключений из послания к Римлянам 3:23 и 1-е Иоанна 1:8.

«Но Мария должна быть грешницей или она не человек!» - кричит протестант. Это приводит нас к осознанию смысла догмы. Ибо, как всегда, истина учения о Деве Марии состоит в том, что дело здесь вовсе не в Марии. Что догмат показывает — это масштабы спасительной силы Христа и выявляет истину достоинства нашего происхождения во Христе. Когда мы переходим от слова «грех — это норма» (о чём говорит учение о первородном грехе), к пониманию, что «грех — это естественно» или «грех — это то, что делает нас человеком», мы делаем глубокую и фундаментальную ошибку о природе человеческой личности. Бог является автором человеческой природы, и он не создал греха (Иак. 1:13-14). Так, первородный грех, в то время как является нормой для всех людей в настоящее время, тем не менее, не является частью нашей человеческой природы, но вместо этого разрушает ее.

Весь смысл спасения Христа  в исцелении и обожении нашей поврежденной человеческой природы. Земные идеологии, философии, религии и политические системы понимают, что с нами что-то не так. Вот почему они существуют, как попытки справиться с этим фактом. Но земные идеологии (начиная с 18-го и 19-го веков), отбросили христианское видение нашего места во вселенной, и все чаще распространяют философию гордыни голосами таких философов как Шопенгауэр, Фейербах, Конт, Дарвин, Маркс, Ницше, Спенсер, Гальтон, и Фрейд, и их наследниками, которые учат, что нет никакого Бога, что мы — произведение хаоса, что мы живем враждой, в которой выживает сильнейший, и что наша судьба — судьба забвения.

В догмате о непорочном зачатии Девы Марии мы видим, еще раз, что Мария защищает правду об Иисусе и, следовательно, о нас. Эта догма учит нас, в отличие от философии гордыни, что мы являемся детьми Бога, что мы живем любовью, и что наша судьба — вечный союз с Творцом и друг с другом в любви через Иисуса Христа. В сохранении Марии от всякого греха, как первородного, так и фактического, Бог дал нам модель полностью сохраненной человеческой личности и видение нашей будущей судьбы, поскольку святые, пребывающие на небесах, не имеют греха.

Существует ли поддержка для этого догмата в Библии? Давайте разберемся.

Название говорит само за себя
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие» (Лк. 1:28-30).
Эти слова означают больше, чем просто приветствие Архангела Гавриила Марии. «Но при чем тут зачатие Марии без первордного греха?» На самом деле, даже если посмотреть на реакцию Девы Марии, это было очень необычное приветствие. Текст показывает, что Мария «смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие» (Лк. 1:29). Что было в этом приветствии такого особенного и необычного для Марии, что она отреагировала таким образом? В связи с этим мы можем рассмотреть два ключевых момента.

Во-первых, ангел не просто поприветствовал Её – Ангел обратился к ней «Благодатная», дав ей новое имя. По-гречески, приветствие звучит «Kaire, kekaritomene», или «радуйся, исполненная благодати». Вообще говоря, когда кто-то приветствовал человека слово «Kaire», он связывал слово с именем непосредственно: «Радуйся, Царь Иудейский» в Евангелии от Иоанна 19:03 и «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться» (Деян. 23:26). Тот факт, что ангел заменяет имя Марии в приветствии словом «Благодатная» был совсем не часто. В еврейской культуре имена и их изменения говорят нам что-то постоянное о характере и призвании этого человека в соответствии с его именем. Вспомните изменения имени Аврама на Авраам «отец» на «отец множества») в Книге Бытия 17:15, и Иакова на Израиль ("вытеснитель" на "тот, кто побеждает (господствует) с Богом") в книге Бытия 32:28.

В каждом случае, имена раскрывают что-то постоянное об одном имени. Авраам и Сарра становятся «отцом» и «матерью» всего народа Божьего (см. Рим 4:1-18; 51:. 1-2). Имя Израиля присутствует всегда в Церкви, которая называется «Израиль Божий» (Гал. 6:16). Народ Божий навсегда «побеждал и одолевал этот мир с Богом» в образе патриарха Иакова.

Стоит подчеркнуть и еще одну деталь. Причастие kecharitomene в приветствии Ангела заменяет имя Марии; это значит, что полное любви благорасположение Господа, призирающего на Марию, определяет самую суть Ее личности. На библейском языке имя означает личность. Благодатная - это имя собственное Марии. Лишь очень немногие люди в истории спасения пользовались таким расположением Бога: Ной (Быт 6, 8), Моисей (Исх 33, 17), Давид (Деян 7, 46). К числу этих великих людей принадлежит и Мария.
Что в имени тебе моем? Согласно Писанию, довольно много.

Греческое причастие kecharitomene происходит от глагола charito, встречающегося в Библии только четыре раза (Сир 9, 8; 18, 7; Лк 1, 18; Еф 1, 6), и означает: преображать кого-то благодатью, делая его благоугодным, исполненным благости, святым. Тот, Кто совершает это превращение – Сам Бог; Он делает это по любви. Причастие в форме совершенного прошедшего времени - kecharitomene - означает, что Мария уже была исполнена благодати. Это подтверждается и в 30 стихе: "Ты обрела благодать у Бога". Итак, Она была облагодатствована раньше, чем стала Матерью Иисуса Христа.

Что мы можем сказать об этом? Любой христианин не является исполненным благодати в завершеном и постоянном смысле (см. Фил. 3:8-12). Но, по словам ангела, Мария является. Человек грешит, по причине отсутствия благодати, или отсутствия сотрудничества с благодатью в своей жизни. Это приветствие ангела является одним из ключевых моментов, говорящим об уникальном характере призвания Божией Матери. Только Мария получила название "исполненная благодати", в завершенном времени.

Новый Ковчег Завета

Присутствие Бога сообщает святость (Второзаконие 7:06; 26:19 Иер 2:3). Храм Божий был святым (Исаия 11:09; 56:7; 64:10), Святая Святых, где стоял ковчег завета (Исх. 25:22), был самым святым местом все в пределах храма. Когда мы в конечном счете будем с Богом, грех упразднится раз и навсегда (1 Иоанна 3:3-9; Откровение 14:05; 21:27).

Ковчег Завета был для Израильтян знамением присутствия Бога (Лев 16, 2), и содаржал в себе три образа грядущего Мессии – манну, скрижали Завета, и Жезл Аарона, которые воплотились в Иисусе Христе («хлебе, сшедшем с небес» (Ин. 6:32), «Слове Божьем, ставшем плотью» (Иоанна 1:14) и истинном Первосвященнике (Евр. 3:1)).

Он был священным и должен был оставаться неприкосновенным для грешного человека (см. 2 Цар. 6:1-9 и Исх. 25:10 и далее;. Кол 4:15).

На каком основании современная экзегетика видит в ковчеге Завета прообраз Матери Иисуса? Евангелист Лука в описании Девы Марии представляет ее в образе Нового Ковчега, в котором обитает воплощенное Богоприсутствие. В подтверждение этого тезиса приводится несколько аргументов.

«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (40:32-33). «Облако» в данном случае является сошествием Святого Духа. Греческое слово "покрыло" найденное в Септуагинте, является одной из форм глагола episkiasei, то же самое слово используется и в стихе: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).

В пользу отождествления Марии с ковчегом Завета говорит также описание посещения Елисаветы Матерью Иисуса; в этом отрывке Лука намеренно хочет изобразить Марию как Новый Ковчег, в котором обитает Святый Израилев. Он постоянно ссылается на описание перенесения ковчега в Иерусалим. Сходства потрясающие: в словах, в географии, в тематике. Мы приведем для примера только некоторые соответствия: «И встал и пошел Давид... в Ваал Иудин, чтобы перенести оттуда ковчег Божий» (2Цар 6, 2). Похоже начинается и посещение (Лк 1, 39): "Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну в город Иудин". Эти два начала описаний явно схожи между собой в словах (aneste, eporeuthe) и топографии (Иудея). Лука уподобляет путешествие в город Иудин Марии, несущей в Своем чреве Иисуса - потомка Давида (1, 32), путешествию ковчега Завета в Иерусалим.

Другое явно параллельное место - слова Давида (2Цар 6, 9), которым соответствует возглас Елисаветы (Лк 1, 43). "Как войти ко мне, - говорит Давид, - ковчегу Господню?" Похожие слова произносит и Елисавета: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" Эти места сходны филологически (Kyrios, pros me) и тематически. Суть их одна и та же: чувство священного, благоговение и сознание недостойности пред лицом присутствия Господа. Для Давида место Присутствия - ковчег Господень, для Елисаветы же - Матерь Господа, живой Ковчег Нового Завета, Мария. По толкованию Луки, Господь ковчега, отождествлен с Господом, Который приходит и вселяется в Марию – с Иисусом, Сыном Божиим. Перенесению ковчега в Иерусалим радовался царь Давид и весь народ (2Цар 6, 5), посещению Марии радуется Иоанн Предтеча и весь дом Захарии (Лк 1, 44). Через ковчег действует поражающий гнев Божий (2Цар 6, 6-8), через Марию - Святой Дух (Лк 1, 41, 44).

Есть еще одно значимое соответствие между посещением Марии и перенесением ковчега Господня в Иерусалим. "И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца" (2Цар 6, 11), и Мария пребывала с Елисаветой около трех месяцев (Лк 1, 56). Это соответствие очевидно. Бог благословил Аведдара и весь дом его ради ковчега (2Цар 6, 11-12); дом Захарии, посещенный Ковчегом Нового Завета, ради Марии также получает благословение Божие (Лк 1, 41,44, 45). В ковчеге Ветхого Завета находились скрижали с написанными на них словами Божиими. Ковчег Нового Завета носил Само Слово Божие - Христа.

Таким образом, Ковчег Нового Завета – не неодушевленный предмет, но человек: Божь Матерь. Сколько же чище должен быть Новый Ковчег, если мы смотрим на Ковчег Ветхого Завета как на "тень" по отношению к нему (см. Евр. 10:1)? Образ Марии как Ковчега Завета говорит о том, что Мария должна быть свободной от всякого порока, чтобы быть достойным сосудом, чтобы носить Бога в своей утробе. Бог, в некотором смысле, подготовил Свое собственное жилище как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. И как Ковчег Ветхого Завета был священным с момента его построения по образу, явленному Моисею в Исходе 25, так и Мария была очищена с момента Своего зачатия.

Новая Ева

Необходимо помнить, что Новый Завет является более совершенным и славным по сравнению с Ветхим Заветом, который есть «лишь тень будущих благ» (Евр. 10:01). Имея это в виду, давайте рассмотрим деву Марию как «Новую Еву». После падения Адама и Евы в Книге Бытия, главе 3, Господь говорит о новой «Жене» в Бытие 3:15, или «Новой Еве», чье «Семя» сокрушит голову Люцифера. Эта «Жена» даст миру благодать и жизнь (т.е. Иисуса Христа) вместо того проклятия, которое первая Женщина принесла человечеству через непослушание.

Необходимо отметить, первая женщина сначала называлась «Женою», ей дано было имя Ева (иврит, «мать всех живущих») после грехопадения (см. Быт 2:21 и далее). В Новом Завете Иисус назван "Вторым Адамом", или "Новым Адамом" в 1 Кор. 15:45. Сам Иисус указывает, что Мария является той пророческой «Женой» или «Новой Евой» ​​из Бытия 3:15, когда Он обращается к Своей матери "Жено" в Евангелии от Иоанна 2:04 и 19:26. Кроме того, Иоанн называет её «Женой» восемь раз в Откровении, главе 12. Тогда как первая Ева принесла в мир смерть всех своих детей через непослушание, поверив словам древнего змея (диавола), «Новая Ева» Откровения приносит жизнь и спасение всех своих детей через своё послушание. То же «змий», который обманул первую женщину Бытия, в Откровении потерпел неудачу в своей попытке преследовать эту новую «Жену». «Нова Ева» преодолевает змея, и в результате, «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Однако, для того, чтобы победить дракона, необходимо не иметь греха в себе, и не быть «по природе чадом гнева» (Еф. 2:3).

Таким образом, грехом Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая, напротив, чрез Деву Марию введена жизнь в мир и даровано людям вечное блаженство. «Узы Евина непослушания разрешены послушанием Марии: что Ева связала неверием, то разрешила Дева Мария верой». (св.Ириней).


Новый завет – совершеннее Нового. Новая Ева – совершеннее и славнее своей ветхозаветной предшественницы. Таким образом, было бы немыслимо для Марии, через которую Бог должен придти в мир, быть рожденной в первородном грехе, в то время как первая Женщина была создана в идеальном состоянии, свободной от всякого греха.
Бог Отец уготовал для прародителей земной рай; не приличествует ли, чтобы Он приготовил достойное обиталище для Своего Сына, Искупителя? 
Бог Сын оградил род человеческий от рабства дьяволу и освятил Иоанна Крестителя в утробе его матери; не приличествует ли, чтобы Он оградил Свою мать от власти врага и излил на нее еще большую благодать, чем на Своего Предтечу? 
Не приличествует ли, чтобы БогДух Святой охранил невесту Свою, да не будет Неневестная ни одно мгновение бытия своего запятнана прикосновением греха?
------------------------------------------------------------------
Читайте также: