Почему Священное Предание важно?

В своём письме к Фессалоникийцам, Апостол Павел говорит о том, что мы участвуем в полноте Евангелия, путем повиновения Преданию, которое мы приняли от апостолов в виде устной проповеди или письменного послания: 

«... Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:13-15). 

Итак, Апостол Павел призывает христиан держаться предания, которым они научены. Что он имеет в виду под «преданием»? Очевидно, Апостолы возвещали Откровение Божье христианам в виде устной проповеди, писем и посланий, а также в виде опыта духовной жизни, личного примера, постановлений, опыта освящения. Апостол Павел всё это называет «Преданием» (то есть, тем, что «передано» христианам) и призывает хранить это.

Увещание Павла показывает, что для спасения и освящения душ христиан важны не только его письменные послания, но и его устную проповедь и пример жизни  — и всё это имеет одинаковую ценность. 

Почему несмотря на то, что Священное Писание "богодухновенно и полезно для научения..."(2 Тим. 3:16), нам необходимо обратить внимание и на важность Священного Предания?

I. Библия много говорит об устном учении Апостолов и в своих письмах Апостолы призывают ему следовать и передавать другим верным людям: 

"Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами" (Фил. 4:9).  

"Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предание так, как я предал вам" (1Кор. 11,2). 


"Завещаю же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (2Фес 3,6). 


"О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1Тим. 6,20). 

"Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня" (2Тим. 1,13).

"А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен" (2 Тим. 3:14).

Таким образом, Павел учит разные Церкви следовать тому, что передано от Апостолов не только через письма, но и в их устных проповедях и примере их жизни".

"Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20,31). 

Эти три года, в которые Павел учил пресвитеров Ефесской Церкви (в числе которых был и Тимофей), остались за рамками Писания, но это не означает, что мы их можем отбросить и посчитать ненужным. Преемники Апостола Павла сохранили это в своих трудах и поучениях и передали последующим поколениям его учение, как сказано Тимофею:

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

Таким образом, если мы из всего этого учения берём только письма Апостолов, отвергая всё остальное их учение, то мы вступаем в противоречие со словами самих Апостолов…

II. Апостолы очень мало заботятся о том, чтобы записать своё учение полностью и досконально,  но часто ссылаются не на то, что они писали, но на то, что они говорили

"Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас, если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1Ин. 2,24). 

"Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте" (Флп. 4,9). 

В Деяниях Апостолов 20:27 Павел говорит Ефесянам, что он возвещал им «всю волю Божию!(Деяния св. Апостолов 20:27). Однако, само Послание Ефесяном — достаточно краткое. 

Апостол Павел, в заключение одного из вопросов послания к коринфянам, добавляет: 
"Прочее устрою, когда приду" (1Кор 11,34). 

А потом в книге Деяний написано, что Апостол Павел оставался в Коринфе год и шесть месяцев, поучая их Слову Божию (Деян. 18,11), и во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и Еллинов (4ст). Всё, что он устроил после в Коринфской церкви и всё, чему учил он эти месяцы, тоже осталось вне Писания, до нас же дошло только его 2 послания Коринфянам (хотя на самом деле он писал в Коринф больше писем – но об этом потом). Значит ли это, что мы должны отбросить всё остальное? Эти труды не прошли бесследно: всё это стало частью жизни Церкви, и Церковь, как "столп и утверждение истины" (1Тим. 3,15) сохранила всё это в своей традиции, в посланиях святых Отцов, в Священном Предании и передавала из поколения в поколение.

Таким образом, напрашивается вывод: если бы Апостолы верили, что только их письменное изложение веры было единственным источником Божьей воли, то они бы, наверное, постарались как можно лучше описать всё устройство Церкви, и все свои проповеди, чтобы оставить Церкви полное изложение вероучения, а не так: 

"Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна" (2Ин.1:12).

III. Целью своих посланий апостолы часто ставят не сообщения христианам основ веры, но напоминание о том, что они уже приняли и знают: 

В начале Евангелия от Луки, апостол признает, что верным уже известно учение Христа, несмотря на то, что у них еще не было Новозаветных Писаний. Он писал только, чтобы Феофил «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). 

Во втором послании Петра Апостол пишет, что он лишь напоминает своими посланиями о том, чему они были уже научены и знают Истину: 

Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. (Второе послание Петра 1:12-14) 

Далее Пёрт пишет:

Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (Второе послание Петра 1:15). 

Каким образом будет стараться Апостол, чтобы они приводили на память учение Христа после его отшествия? Записав все свои проповеди и оставив им, чтобы они могли читать и вспоминать об учении Апостола? Но, насколько мы знаем, других посланий Апостол не написал. Видимо он собирался исполнить эту цель с помощью рукоположения своих преемников, которых он оставил после себя и которые после его смерти учили и назидали христиан.

Апостол Павел писал, что Христиане Рима «полны благости, исполнены всякого познания и могут наставлять друг друга…» в своем письме к ним (см. Послание к Римлянам 15:14). и добавляет: 

"но писал вам, братья, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати" (ст. 15).

Во втором послании Фессалоникийцам Павел предупреждает о «сыне погибели»,  и говорит: 

«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (Второе послание к Фессалоникийцам 2:3-5) 

О том, что конкретно Апостол говорил об этом, мы не находим в Первом послании Фессалоникийцам, что говорит о том, что Павел напоминает им о том, чтобы они помнили то, чему он учил устно. 

В послании Галатам Павел предостерегает христиан, чтобы они избегали «дел плоти», говоря также: 

«ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Послание к Галатам 5:21). 

Когда «прежде»? У нас нет другого послания Галатам, поэтому он, видимо, напоминает им о том, чему он учил их устно. 

Не стоит также забывать о том, что большинство Апостолов не оставили ни одной записи того, чему они учили. Они вообще не заботились об этом. Но учили они много, и их устное учение тоже является «словом Божьим». 

IV Дошло ли до нас всё письменное учение Апостолов?

Апостол Павел в “первом” послании к коринфянам напоминает: 

«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками» (1Кор. 5,9). 

Это значит, что Апостол уже им писал раньше, а это послание уже не "первое". Колоссянам тот же апостол пишет: 

«Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви: а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы (Кол. 4,16). 

Но "Послания Лаодикийцам" у нас тоже нет. А из самих слов апостола явствует, что оно по своему значению равно посланию к Колоссянам ибо ап. Павел обязывает непременно его прочесть, как и это.

Таким образом, если мы хотим до конца следовать Священному Писанию, нам необходимо принять во внимание также и важность Священного Предания в познании Божьей воли и в нашем спасении. 

Но разьве Христос не осудил "предания человеческие"? (об этом читайте здесь)


-----------------------------------------------------------------------------------------
Читайте также: