Является ли Священное Предание человеческим дополнением к Библии?

В книге Второзаконие 4:2 нам заповедано: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую».

Книга Притчей 30:5,6 наставляет нас: «Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».

В книге Откровения 22:18 сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей».

Из этих отрывков Писания нашими протестантскими братьями часто делается вывод, что Апостольское Предание является "добавлением" к Библии и нарушает эти вышеприведённые заповеди.

Однако, приведенные выше отрывки не доказывают этот вывод по следующим причинам.

Прежде всего, если исполнить заповедь, данную во Второзаконии 4:2, зная, что в нем имеется в виду Писание, которое Бог дал Моисею, нужно признать тот факт, что наши Библии имеют гораздо больше книг, чем то, что мы имеем от Моисея. Моисей написал только пять книг Ветхого Завета. Протестантские Библии содержат 66 книг. Таким образом, если эта заповедь была дана Моисею, то мы должны отвегнуть все остальные книги Писания, написанные после Пятикнижия. Посмотрите на этот стих глазами самого Моисея или человека, который слушает его. Понимал ли он то, что после того Писания, которое дал ему Бог, будут и новые откровения, добавленые к тому, что он уже написал? Или он считал, что Пять первых книг Ветхого Завета и есть всё Писание? Что в контексте этой ситуации может означать данный отрывок?

Очевидно, вышеприведённые отрывки говорят о принципе: что мы не можем добавлять к Слову Божьему в целом.

Однако, сторонники Sola Scriptura часто не замечают тот факт, что ни Моисей, ни другие пророки, не учили тому, что Слово Божье сводится только к письменной форме.

О Священном Предании в Ветхозаветное время читайте в статье:


Не найдём мы этого утверждения и у Апостолов.

Апостол Павел провел с Ефесянами 3 года, день и ночь, возвещая им "всю волю Божию"(Деян. 20:27). В Деяниях 20:18-19,31-32 Павел говорит: 
"Вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев. Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам (ст. 18-20); ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (ст. 27)... Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными" (ст. 31-32)..."
Что Павел оценивает как Божье Слово благодати? Он учил Ефесян, проповедуя им устно в течение трёх лет. Является ли его устная проповедь Словом Божьим? Его пример и устное учение было «всей волей Божьей», Словом Божьим, являющимся «полезным» для них (тот же термин, говорящий о Писании в 2 Тим. 3:16). Сводится ли несколько глав послания Ефесянам к трём годам проповеди Павла? Написал ли Павел после этого: «Вот мое письмо к вам, и это единственное Слово Божье. После того как я умру, вы можете забыть всё, о чем я устно учил вас три года»? Очевидно, он говорил обратное. Все, чему он учил «словом или посланием» было обязательным для Ефесян. То же самое с другими Апостолами, которые не написали ничего, но основали Церкви по всему миру. То, чему они учили устно было обязательным для верующих.

Павел писал в 1 Фес. 2:13: 
"Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих".
Павел снова говорит нам, что Словом Божьим является то, что Фессалоникийцы услышали от Павла. То, что они слышали от Павла было Словом Божьим, и было обязательным для них. Апостолькое предание есть устное Слово Божье, переданное от Апостолов через «верных людей, способных и других научить» (2 Тим. 2:2) из поколения в поколение и сохраненное Церковью. Павел не написал: "После того как я не умру, это больше не является словом Божьим, и вы можете забыть о нём".

В послании Ефесянам 1:13 читаем: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" — опять же, слово истины, благовествуемое им, то есть, что Ефесяне слышали. Помните, мы только что видели в Деяниях 20 - то, что они слышали, было преподаваемо им день и ночь, в течение трёх лет.

Исаия 59:21: "И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века".

Согласно этому завету, слово Божье будет передаваться из уст в уста, из поколение в поколение. И здесь не сказано, что Бог ограничил это передачей одного только Писания.

Петр также говорит о подобной концепции, 1 Пет. 1: 23-25:
"Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано".
Таким образом, слово Божие, которое было проповедано христианам возродило их ко спасению. Петр упоминает, что это слово живо и что оно пребывает вовек. Слово Божье является тем, что он устно проповедовал им. Петр написал только два коротких письма, которые сохранились как Писание, но вся его проповедь не сводится только к двум посланиям, но ко всему его апостольскому труду. Его апостольская проповедь и труд есть "Слово Господне", которое "пребывает вечно", а не заканчивается с его смертью. Таким образом, полезным и обязательным это слово является не только для тех, кто последовал за Апостолами в то время, но после их смерти, так же как и со священным Писанием Нового Завета не может быть покончено после смерти Апостолов. То же самое с учением Фомы, Фаддея, Филиппа, Андрея, Варфоломея и остальных Апостолов, которые не оставили нам писаний, но оставили учеников и основали Церкви. Их проповедь тоже является Словом Божьим. То, что они учили, было принято и сохранено Церковью. Это было Слово Божие, такое же богодухновенное, как то, что было записано.
Таким образом, речь идет не о добавления Церковью каких-то неизвестных "преданий" или традиций к Библии, а о сохранении залога веры, который Церковь получила от Апостолов во всей его полноте, и передача его из поколение в поколение. Так же как она сохранила Священное Писание до наших дней.

Таким образом, слова Писания «не прибавляй к слову Его» могут обвинить тех, кто отнимает от Слова Божьего большую его часть — в виде устного предания Апостолов, отбрасывая его, если это неудобно или не соответствует его собственной личной интерпретации Писания. Священное Предание имеет свою основу в Слове Божьем, которое не может быть отвергнуто без негативных последствий для души человека.

Кроме того, Мартин Лютер и его последователи, отвергли семь книг Писания Ветхого Завета. Подробнее об этом читайте в статьях:

Ссылки на Второканоническиекниги в Новом Завете