2 Тимофею 3:16-17 как доказательство Sola Scriptura

Sola Scriptura является формальным принципом "Реформации". Существует множество различных значений, понимаемых под этим принципом; тем не менее, смысл его состоит в том, что Писание является единственным безошибочным источником вероучения. Хотя некоторые протестанты допускают, что Церковь и Священное Предание имеют некоторый авторитет, могущий вести верующих, в то же время, когда кто-то не согласен с интерпретацией, данной Церковью и Преданием, окончательным авторитетом для этого человека становится его собственное толкование Писания. Если, изучая Писание, он приходит к выводу, противоположному тому, чему учит Церковь, человек волен игнорировать понимание Церкви. Писание (или на самом деле его собственное толкование Писания) понимается как конечный авторитет, и никакой другой авторитет не может быть на том же уровне.

У данного понимания много проблем, одна из которых состоит в том, что если учение Sola Scriptura верно, то мы должны быть в состоянии доказать все доктрины только из Писания, включая и Sola Scriptura. Если же мы не можем сделать этого, тогда это учение опровергает само себя. Очень часто в доказательство Sola Scriptura приводится отрывок 2 Тим. 3:15-17, который гласит:


«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16).

В данном исследовании мы рассмотрим это место Писания, разбирая разные аргументы по поводу данного отрывка.

«Все Писание богодухновенно...»

Те, кто обращается к первой части этого стиха, эмоционально аппелируют к тому, что веры в богодухновенность Писания уже достаточно, чтобы установить Sola Scriptura:
«Поскольку происхождение Писания - от Самого Бога, - говорят они — авторитет Писания является авторитетом Божьим. Не должно быть различных авторитетов в Церкви: власти Писания с одной стороны и власти Бога с другой. Авторитет у Церкви один: Бог. И Бог говорит, что Писание - это Его слово, несущее Его власть...»
Однако, это аргумент от молчания, поскольку Писание не учит тому, что оно является единственным авторитетом, данным Богом. Этот отрывок не исключает и других авторитетов, как мы увидим это далее, изучая контекст, мы также увидим, что Павел упоминает и другие авторитеты, направляющие Тимофея и христиан на путях веры, и что они равноценны Писанию.

Необходимо пояснить, что Католики не отрицают авторитет Библии, считая Писание - Словом Божьим и богодухновенным откровением. Католическая Церковь определила канон Библии и сохранила её без повреждений, передавая из поколения в поколение, еще задолго до тех времен, когда кто-либо услышал о Протестантизме. Существовало множество переводов Библии на иностранные языки задолго до изобретения печатного станка. Еще до перевода Библии Мартина Лютера существовало 14 её переводов на немецкий язык. Догматическая конституция II Ватиканского Собора раскрывает католический взгляд на Священное Писание:
«Церковь всегда чтила Божественные Писания, как она чтила и Само Тело Господне, никогда не переставая, в особенности на Божественной Литургии, питаться хлебом жизни от трапезы как Слова Божия, так и Тела Христова, и преподавать его верующим. Церковь всегда смотрела и смотрит на Священное Писание, воедино со Священным Преданием, как на наивысшее правило своей веры, так как оно, вдохновенное Богом и записанное раз навсегда, неизменно сообщает Слово Самого Бога и в словах Пророков и Апостолов передает нам глас Духа Святого. Итак, нужно, чтобы церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и руководилась Священным Писанием. Ибо в священных Книгах Отец, Который на небесах, с великою любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует; и в Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно есть поддержка и крепость Церкви, а для чад Церкви - крепость веры, пища души, чистый и неистощимый источник духовной жизни. Поэтому к Священному Писанию дивно подходят слова: "Слово Божие живо и действенно" (Евр. 4.12), оно может "устроить и дать наследие вместе со всеми освященными" (Деян 20.32; ср. 1Фес. 2.13).
Вот почему все тексты, доказывающие боговдохновенность Пиания как доказательство Sola Scriptura, почти всегда совершенно неуместны, потому что это тот аргумент, с которым католики уже и так согласны (Библия богодухновенна, полезна, отлична, замечательна, в состоянии наставить в истине, и т.д. и т.п.). Никто никогда иного не сказал, поэтому данные отрывки не доказывают ничего в отношении истинности учения Sola Scriptura.

Учение Sola Scriptura не эквивалентно вере в авторитет Библии и любви к Библии. Можно любить и почитать Библию (как католики делают), признавать, что это откровение, полностью вдохновленное Богом, и при этом отвергать учение о том, что Священное Писание – единственный авторитет для христианской веры, на тех основаниях, что оно противоречит самому учению Библии и является более поздним добавлением к учению Христа и Апостолов, в 15 столетии, с появлением Протестантизма, являясь «преданием человеческим», а не апостольским.

«...и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16)

Отрывок говорит о том, что Священное Писание полезно для четырех целей: 1) научения Истине, 2) обличения грехов 3) исправления и 4) наставления в праведности. Церковь также утверждает, что Писание является полезным для этих четырех целей. Однако Sola Scriptura учит, что Писания достаточно для их осуществления. Вполне очевидно, что этот отрывок не дает никаких аргументов того, что только Священное Писание, без Предания и учительства Церкви, является единственным правилом веры. Слово “полезно» в переводе с греческого (ώφέλιμος), переводится как «полезный» и не означает “достаточный». Например, Павел использует то же самое слово ώφέλιμος в своем письме к Титу, когда он пишет, что прилежность к добрым делам «хорошо и полезно человекам» (Тит. 3:08). Но из этих слов не возникает вывод, что прилежность к добрым делам – это единственная полезная для человека вещь. Если я пью воду, это полезно для меня, но не достаточно, чтобы жить. Я также нуждаюсь в пище, которая также полезна для моего тела. Если у меня нет еды, в конце концов, я все равно умру. Точно так же, если у меня есть вся еда в мире, но нет воды, я могу умереть от обезвоживания. Ни один из этих элементов не является достаточным полной мере для моего организма, но все они полезны. Также и Писание полезно, но это не единственное, что приносит человеку духовную пользу.

Прямо перед этим отрывком Павел обращается и к апостольскому Преданию, утвердившему Тимофея на путях веры. Он пишет: “А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен” (2 Тим 3:14). Он ссылается на себя самого как на носителя Апостольского Предания, а не на текст. В связи с этим Иоанн Златоуст в комментарии на 2 Тимофею пишет:
"Не посланиями только (апостол) внушал ученику, чтό ему должно делать, но и на словах. Это он выражает и во многих других местах, когда, например, говорит: «словом и посланием нашим» (2 Фесс. 2, 2. 15); но гораздо яснее здесь (2 Тим. 1, 13): «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас». Итак, не будем думать, будто учение преподано им недостаточно; многое он преподал ученику и без письма; о чем и напоминает ему, говоря: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня». Что же означают эти слова? Как делают живописцы, говорит, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как бы некоторое правило, первообраз и начертание вложил в твою душу. Это и имей: нужно ли будет тебе посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда заимствуй образцы, - не будет тебе надобности искать образца у других, потому что там все содержится».  (Иоанн Златоуст, Толковании на второе послание к Тимофею, беседа 3, 1).
 Только во 2 Тимофею Св. Павел ссылается на важность Апостольского Предания три раза (1:13-14, 2:2, 3:14). Павел и в других местах Священного Писания часто упоминает устное Предание апостолов как авторитетное для христиан учение (сравните тот же самый язык о передаче и принятии священного Предания в Римлянам 6:17, 1-е Коринфянам 11:2,23, 15:1-3, Галатам 1:9,12, Колоссянам 2:8,1 Фессалоникийцам 2:13, 2 Фессалоникийцам 2:15, 3:6).

«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:17)

Аргумент в пользу Sola Scriptura, обращенный к данной части стиха, заключается в следующем:
«Писание оснащает человека Божьего на всякое доброе дело, так, что Божий человек становится совершенным. Тот факт, что оно приготовляет человека ко всякому доброму делу означает, что Писания достаточно для спасения».
Если применить это логическое заключение к другим текстам Писания, может получиться нелепость. Принцип: "Если (X) делает нас совершенными, значит мы не нуждаемся больше ни в чём, кроме (X)" (отсюда рассуждение: «Если Писание делает Божьего человека совершенным, нам ничего, кроме Писания, не нужно»). Если мы применим этот же принцип к посланию Иакова 1:4, в котором говорится: «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка», мы можем прийти к выводу, что ничего, кроме терпения христианину для совершенства не нужно, в том числе и Священного Писания! Однако, более близким к истине было бы понимание, что христианин или человек Божий, к которому обращено послание, уже воцерковлен, имеет веру, хранит в своем сердце слова Священного Писания и устную проповедь и жизнь Апостолов, подчиняется авторитету учительства Церкви, и когда он, имея все это и другие добродетели, имеет и терпение, чтобы преодолевать искушения — это делает его совершенным.

Даже если один единственный предмет оснащает человека всем необходимым, человек должен знать, как пользоваться этим предметом. Просто оттого, что человек имеет набор инструментов, необходиимых ему, для того чтобы выжить в лесах в походе не означает, что он знает, как использовать эти инструменты. Таким же образом, священное Писание содержит в себе все основные богословские доктрины (что является положением о материальной достаточности Писания, которое признает Католическая Церковь). Но они могут быть истолкованы во вред человеку который думает, что Писание настолько ясно и понятно любому, что нет нужды в Апостольском Предании или Учительстве Церкви в его толковании (позиция, известная как формальная достаточность Писания, которая идентична протестантской доктрине Sola Scriptura).

Одна вещь, на которую стоит обратить внимание, является то, что 2 Тим. 3:16 использовался арианами, чтобы учить что Библия — единственное безошибочное правило веры. Они использовали только Писание, чтобы доказать их веру в то, что доктрина Троицы ложна.

Большинство протестантов согласились бы с мнением Максимина (428 н.э.) о Библии. В первом абзаце своего комментария на 2 Тим. 3 он пишет:
«Если ты производишь учение от Божественного Писания, то мы разделяем это и будем слушать. Но те слова, которые не встречаются в Писаниях, мы не принимаем ни при каких обстоятельствах, тем более, что Господь предупреждает нас, говоря: 'Напрасно они чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим'(Мф. 5:19)» (Спор с Максимином, (428 от РХ), из книги «Arianism and Other Heresies» (AOH), ст. 188
Теперь, прежде чем читающий этот отрывок добавит «Аминь», необходимо сказать несколько слов о его авторе. Епископ Максимин жил во время святого Августина (AD 354-430) и был одним из величайших защитников арианской ереси. Он не только отрицал божественность Господа Иисуса Христа (и Троицу), но обращался к Священному Писанию как единственному авторитету в определении христианских доктрин и в споре о Троице, отвергая Священное Предание Церкви. Он приводил 2 Тимофею 3:16 как текст, поддерживающий его позицию. Таким образом, содержит ли Библия все необходимые для спасения доктрины, в том числе доктрину о Троице? Да. Привело ли одно только чтение Библии Максимина ко спасению и совершенству? Очевидно, нет. Потому что Писание не настолько понятно каждому, и поэтому может быть истолковано "к собственной своей погибели" (2 Пет. 3:16). Святой Ириней Лионский в своём труде «Против ересей», (кн.4, гл. 33:8), пишет об авторитете Церкви, который необходимо учитывать при толковании Писания:
«Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую по всюду Церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, убавления: здесь чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходный дар любви, который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарований». ( A.D. 180-199)
Что же говорит нам 2 Тим. 3:16? Утверждает ли Павел, что Библия предназначена для частного толкования любым верующим, который может ее правильно понять, не считаясь с авторитетом Церкви? Ключом к лучшему пониманию данного отрывка и намерений Св. Апостола Павла является фраза "Божий человек". Эта фраза употребляется в Новом Завете еще один раз в 1 Тимофею 6:11:

«Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».

Что означает эта фраза? В Ветхом Завете этим словом назывались люди, которые выполняли некоторые особенные Богом данные миссии, а не просто верующие израильтяне — например, пророки (1 Цар 2:27; 1 Цар 13; 2 Пар 25:.. 7, 9.), Моисей (Втор 33:1; Пс 40: 1; Иис.Нав.14:6; 1 Пар 23:14 ; 2 Пар 30: 1; Ездра 3:2), ангел Господень (Суд 13: 6, 8), Самуил (1 Цар 9: 6-10), Илия (1 Цар 17:18, 24.), Елисей (например, 2 Цар 1: 9-13; 5:8-15).

Таким образом, под понятием «человек Божий» подразумевается священнослужитель или человек, особенным образом посвященный служению Богу. И мы знаем, что Тимофей, к которому было обращено послание, был епископом ефесской Церкви. Таким образом, в контексте данного послания апостол не подразумевает использования Писания отдельными верующими для личной интерпретации но, как сказано об этом, для пасторов, которые следят за стадом, Писание полезно для «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» — целей, которые являются исключительной функцией служителей церкви, священников, пастырей и учителей. Таким образом, Тимофей как служитель Божий должен был помнить все доктрины, которым Павел его лично учил, «помня, кем, он был научен», то есть, его апостольский авторитет. Кроме того, он должен был понимать, что Писание полезно для практики его служения, для исправления, для обличения, для наставления.

Если мы изучим термины, которые используются в данном отрывке в контексте всей Библии, мы можем понять, что фраза «полезно для научения..» больше характеризует не само Писание, а человека Божьего, который учит со властью, используя Священное Писание. В контексте Библии слово «научить», «учить» или «поучать» применяется только в отношении людей Божьих, которые учат, а не к Писанию самому по себе:
Второзаконие 5:31 «А ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они [так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение». 
Исход 18:20 «Научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать».
Второзаконие 4:1 «Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам». 
Второзаконие 4:14 «И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею». 
Второзаконие 6:1 «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею». 
Левит 10:11 «И научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея». 
Второзаконие 33:9,10 «Ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля».
Ездра 7:10 «Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде». 
Матфей 28:20 «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». 
Деяния 15:35 «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне». 
Деяния 20:20 «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам». 
1Тимофею 4:13 «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (См. также 4:11, 16). 
1Тимофею 5:17 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». 

Следовательно, если 2 Тимофею 3:16 и доказывает что-то относительно Писания, то лишь то, что Писание было передано верующим через авторитетных, рукоположенных апостольских преемников, которые способны его правильно толковать, помня то, чему они были научены от Апостолов (2 Тим 3: 14-15, и т.д.). Конечно, это не говорит о том, что отдельные верующие не могут использовать Писание самостоятельно, для духовного совершенствования. Однако, Библия нигде не учит о том, что человек может быть настолько самостоятельным, чтобы поставить своё индивидуальное толкование Писания выше учительского авторитета Церкви. "Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию. Ещё в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня... Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них" (из Апостольских постановлений, VI век).

Рассмотрим другой отрывок, говорящий о совершении Божьего человека:
Ефесянам 4:11-15 “И Он поставил некоторых апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, пока все мы не придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос”

В этом отрывке послания к Ефесянам говорится о важности учительства Церкви и ее иерархии, пасторов, учителей и церковных служителей для достижения христианского совершенства. Обратите внимание, что в Послании к Ефесянам 4:11-15 верующий христианин оснащен всем необходимым, совершен на дело служения, приведен в единство веры и познания Сына Божия, к совершенной зрелости («мужа совершенного»), к полноте жизни Христа, и даже сохранен от лжеучений — и все это с помощью учительства Церкви. Это утверждение о совершении святых — более сильное, чем 2 Тимофею 3: 16-17, и в нем даже не упоминается Священное Писание.

Какое Писание апостол Павел имеет в виду в данном отрывке?
«Тот факт, что Павел имеет в виду Ветхий Завет, ни о чем не говорит. Принцип относится ко всему Писанию в целом (Протестантский апологет Джеймс Уайт).
У этой интерпретации есть несколько проблем. В конечном счете, учение в этом отрывке действительно распространяется на Писание в целом.
Тем не менее, мы должны понимать этот отрывок, так, как он был задуман быть понятым Тимофеем в то время, когда он был написан, чтобы обратить внимание на контекст.

Апостол здесь говорит о Писании, которому Тимофея учили во младенчестве: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». Очевидно, Апостол не говорит здесь, что Ветхого Завета достаточно, чтобы умудрить его во спасение. Особенно если учесть то, Ветхий Завет учит о спасении делами закона.

Тимофей был наполовину грек, наполовину еврей (Деяния 16:1-4). Так каким же был Ветхий Завет, в котором был воспитан Тимофей? Он представлял собой Септуагинту, которая содержит второканонические киги, отвергнутые Протестантизмом как не равные остальной части Ветхого Завета. Католицизм принимает содержимое Писания, в котором Тимофей был воспитан, в то время как протестантизм отвергает значительную его часть.

Другая проблема данной интерпретаци, в том что она не только игнорирует проблему с каноном Ветхого Завета, но также проблему каноничности самого послания к Тимофею. Да, Павел говорит Тимофею, что Писание полезно, но абсолютно нигде в этом послании не говорит, что данное письмо является частью Писания. Так на каком основании 2 Тимофея является частью Писания, и на каком основании протестанты используют его, чтобы оправдать достаточность Писания, тогда как Павел нигде не утверждает, что то, что он пишет является Писанием? К тому времени ни одна из книг Нового Завета еще не вошла в канон Священного Писания, и некоторые из них еще не были написаны. Очевидно, что именно Церковь называет послание Тимофею Писанием. Когда Пётр упоминает послания Павла как Писания (2 Петра 3:16), он не называет никаких конкретных его писем. Откуда мы знаем, что Пётр не имел в виду Письмо Лаодикийцам (Кол. 4:16) и не письмо Павла Коринфянам, написанное до 1Коринфянам (1 Кор. 5:9)? Ни одно из этих писем не являются частью канона, но на каком основании мы отличаем канонические послания Павла от неканонических? Церковь является авторитетом, безошибочно определившим состав Священного Писания. Не существует списка книг Писания в самом Новом Завете. Таким образом, единственный способ, по которыму мы узнаем, что 2 Тимофею богодухновенно – это авторитет Церкви и Священного Предания.

Таким образом, этот отрывок противоречит Sola Scriptura и скорее доказывает католический взгляд на авторитет, который состоит в единстве Священного Писания, Священного Предания и учительского авторитета Церкви.

Смотрите также: Канон Библии, Священное Предание и Sola Scriptura