Канон Нового Завета, Sola Scriptura и Безошибочность Церкви

Писание не содержит «боговдохновенного оглавления» или списка книг, данного Христом, который говорил бы нам ясно, какая книга принадлежит Писанию, а какая — нет. Эта информация находится вне Писания.

Более того, знание о том, какая из книг принадлежит Канону Нового Завета, должно быть:
  • безошибочным (если это не так, не существует никакого другого способа знать наверняка, что книги, которые мы считаем богодухновенными действительно таковыми являются).
  • авторитетным и обязательным для всех верующих — иначе любой человек был бы свободен чтобы создать свой собственный канон книг, которые он считает богодухновенными и убрать те книги, которые он таковыми не считает.
  • богодухновенным: должно быть частью Божественного Откровения, потому что, если это всего лишь «предание человеческое», мы не можем следовать канону человеческого происхождения.

Все вышеперечисленные требования противоречат классическим протестантским символам веры, например, Вестминскому исповеданию веры, говорящему, что:
Достоверность Священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, связана не со свидетельством какого бы то ни было человека или церкви, а только с Автором Писания – Богом, Который есть сама истина. Следовательно, Библию дóлжно признавать потому, что она представляет собой запечатленное на письме Слово Божие... Свидетельство Церкви может тронуть нас и побудить к глубокому и благоговейному почитанию Священного Писания... И все же наша полная убежденность и уверенность в непогрешимости и Божественном авторитете Писания происходит от внутреннего действия Святого Духа, Который свидетельствует в наших сердцах посредством Слова и в согласии со Словом.
Это очень напоминает Мормонизм - «я знаю, что оно богодухновенно, потому что я чувствую, что оно богодухновенно» - аргумент, который часто используют Мормоны в доказательство богодухновенности своих книг. Как доказательство богодухновенности Писания, подобные слова абсолютно бесполезны и не имеют никакого смысла. Благодаря принципу Sola Scriptura, Библия была помещена в вакуум познания, поскольку она и достоверность её содержания «зависит не от свидтельства людей в Церкви». Если это правда, тогда как кто-либо может знать наверняка, какие книги принадлежат Писанию. Ответ в том, что без осознания надёжности Учительства Церкви, которая была наделена авторитетом учительства Самого Христа (Мф. 16:18-19, 18:18, Лк. 10:16), ведомой Святым Духом (Ин. 14:25-26, 16:13), и живым апостольским Преданием (Лк. 1:3-4, 1 Кор. 11:1; 2 Фесс. 2:15; 2 Тим. 2:2), не существует никакого иного способа, чтобы узнать, какие книги принадлежат Священному Писанию. Когда Протестанты ссылаются на Канон, составленный тем или иным отцом церкви, или тем или иным собором, они признают поражение учения Sola Scriptura, поскольку они вынуждены ссылаться на то самое «свидетельство человеческое», в котором, как они утверждают, они не нуждаются.

Краткая история новозаветного канона.

Несмотря на то, что существовало большое согласие отцов ранней церкви по поводу того, каке книги должны войти в состав Пивания, было также достаточное количество разногласий, чтобы поставить под сомнение протестантскую концепцию самодостатости Библии. Следующий обзор истории принятия библейских книг (и небиблейских в качестве Писания) поможет читателю избежать сверхобобщения или упрощения сложного исторического процесса, с помощью которого мы получили нашу настоящую Библию.

Обозначения:
* Книги принятые.
? Книги, по которым велись споры, оспариваемые
х Книги, отвергаемые или не цитируемые

Апостольский период , новозаветный период, апостольские отцы (30-160гг.).

Общая информация: Писания Нового Завета не отличали от других христианских писем.
Евангелия – в основном были приняты к 130.
Евангелия, цитируемые Иустином Мучеником содержади апокрифический материал
Поликарп впервые использует все 4 евангелия в качестве Писания
Деяния – едва ли известны и цитируемы
Послания Павла – в целом приняты к 130 году, однако, цитаты из них редко представлены как Писание
2 Тимофею, Титу, Филимону – х Иустин мученик, Поликарп
Евреям – не считалось каноническим
? Климент Римский
х Поликарп, Иустин
Иакова – не считалось каноническим, не цитировалось
х Поликарп, Иустин
1 Петра — не считалось каноническим
2 Петра — не считалось каноническим и не цитировалось
1,2,3 Иоанна — не считались каноническими, не цитировались
х Иустин Мученик
1 Иоанна ? Поликарп
3 Иоанна х поликарп
Откровение — не считалось каноническим
х Поликарп

От Иринея до Оригена (160-250 гг.)

Общая информация: Осознание канона начинается в конце второго века.
Тертуллиан и Климент Александрийский впервые использовали понятие «Новый Завет».
Евангелия – приняты.
Деяния – в целом приняты
Послания Павла – приняты, за исключением некоторых.
2 Тимофею – х Климент Александрийский
Филимону – х Ириней, Ориген, Тертуллиан Климент Александрийский.
Евреям– не считалось каноническим вплоть до 4 века на Западе
? Ориген
* Впервые принято Климентом Александрийским.
Иакова – не считалось каноничным
? впервые упоминается Оригеном
х Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский
1 Петра – в целом принято
Впервые принято Иринеем и Климентом Александрийским
2 Петра – не считалось каноническим
? впервые упоминается Оригеном
х Ириней, Тертуллиан, Климент Александри
1 Иоанна в целом принято
* впервые принято Иринеем
х Ориген
2 Иоанна — не считалось каноническим
? Ориген
х Тертуллиан, Климент Александрийский
3 Иоанна – не считалось каноничным
? Ориген
х Иреней, Тертуллиан, Климент Александрийский
Иуды — в целом приняты
* Климент Александрийский,
х Ориген
Откровение — в целом принято
* впервые принято Климентом Александрийским
Послание Варнавы * Климент Александрийский, Ориген
Пастырь Герма * Ириней, Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский
Дидахе *Климент Александрийский, Ориген
Апокалипсис Петра *Климент Александрийсий
Деяния Апостола Павла *Ориген. Появляется в греческом, латинском, сирийском, армянском и арабском переводе.
Евангелие Ессеев * Климент Александрийский
Канон Муратори (190):
Исключает послание Евреям, Иакова, 1 и 2 Петра
Включает Апокалипсис Петра.

От Оригена до Никеи (250-325)

Общая информация: «Соборные послания» и Откровение до сих пор обсуждается.
Евангелия, Деяния, Послания Павла: приняты
Евреям:
* принято на Востоке
? до сих пор обсужается на Западе
Иакова:
? обсужается на Востоке
х не принято на Западе
1 Петра: довольно хорошо принято
2 Петра: до сих пор обсуждается
1 Иоанна:  довольно хорошо принято
2, 3 Иоанна, Иуды: до сих пор обсуждаются
Откровение:
? обсуждается, особенно на Востоке
х Дионисий

От Никейского (325) до Карфагенского Собора (397)

Общая информация: Св. Афанасий первым перечисляет 27 новозаветных книг в 367 г. Споры до сих пор идут в отношении некоторых книг, почти до 397, когда Канон авторитетно завершен.
Евангелия, Деяния, Послания Павла, 1 Петра, 1 Иоанна: приняты.
Евреям: наконец принято на Западе
Иакова: медленное принятие, даже не цитировалось на Западе до 350 г.
2 Петра наконец принято
2, 3 Иоанна, Иуды: наконец приняты
Откровение: наконец принято.
х Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский
Послание Варнавы: 
* Синайский Кодекс
Пастырь Герма:
* Синайский Кодекс – конец 4 столетия
Использовался как учебник для катехуманов, по Афанасию
1 Климента, 2Климента:
*Александрийский Кодекс – начало V столетия