Был ли Петр первым римским епископом

Мы показали в предыдущих статьях, что Христос возложил на Апостола Петра должность главного пастора (см. здесь), и что постоянство этой должности имеет важное значение для самого бытия Церкви (см. здесь). Мы также указали на аргументы о том, что святой Апостол Пётр был в Риме и принял там мученическую смерть (см. здесь). В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, был ли Петр первым Римским епископом.

Слово "епископ" происходит от греческого слова επίσκοπος и означает надзиратель, блюститель. Рассмотрим греческое произношение этого слова в отношении роли Иисуса Христа, который позднее передал ее Апостолам:
"Ибо вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и επίσκοπος (Блюстителю) душ ваших" (1 Пет.2:25).
После предательства апостола Иуды, остальные одиннадцать апостолов назначил своего преемника, Матфя (Деяния 1: 20-26). В этом отрывке (1:20) апостол Иуда называется епископом (επίσκοπος). Из этого следует, что всех апостолов можно считать особого рода епископами.

Епископами также назывались преемники Апостолов:

"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (греч. επίσκοπος - епископами, надзирателями), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деяния 20:28).
Не трудно также показать, что факт его епископства в Риме достаточно хорошо запечатлен в истории.

Киприан Карфагенский (ок. 200-258 гг.)

Св. Киприан прямо называет Римскую Кафедру Престолом Святого Петра, говоря, что папа Корнилий унаследовал "место Фабиана, которое является местом Петра" (Послание 51:8; ср 75:3):
"Господь говорит Петру: "и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то' будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Мф. 16:18–19). И опять Он говорит ему же по воскресении своем: "Паси овец Моих" (Ин. 21:16). Таким образом основывает Церковь Свою на одном. И хотя по воскресении своем Он наделяет равной властью всех апостолов, говоря: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин. 20:21–23); однако, чтобы показать единство [Церкви], Ему угодно было с одного же и предначать это единство..." ("Книга о единстве Церкви", 4)
"Корнелий сделан епископом [Римским] по определению Бога и Христа, по свидетельству всего почти клира, по избранию бывшего при этом народа, по согласию маститых священников и добрых мужей, – сделан тогда, когда пред ним не был сделан никто другой, когда место [папы] Фабиана, то есть место [апостола] Петра, и степень святительской кафедры оставались праздны. С занятием этого места по воле Божией и по согласному общему утверждению нашему, кто бы ни захотел уже быть там теперь епископом, необходимо должен быть вне Церкви: нет церковного посвящения тому, кто не держит единения с Церковью" (Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане).
"После этого, поставивши себе чрез еретиков лжеепископа, они еще осмеливаются предпринять путешествие и к кафедре Петра и той главной церкви, от которой изошло священническое единство, нести послание от раскольников и нечестивцев, не помышляя, что это те Римляне, которых вера похвалена проповедующим Апостолом и к которым вероломство не может иметь доступа" (Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков).
Тертуллиан [160-220 гг. от РХ]

Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, Тертуллиан, пишет о Петре (не упоминая Павла), рукополагающем Климента, указывая на Климента, как на епископа римского, поставленного Петром (Clementem a Petro ordinatum):
"Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская - называет таковым Климента, назначенного Петром" ("О прескрипции против еретиков", 32:2)
Фирмилиан Кесарийский (257)

Фирмилиан Кесарийский замечает, что папа Стефан претендовал на авторитет в разрешении споров о перекрещивании на том основании, что его первенство в Церкви восходит к св. Петру, наследником которого он являлся (Киприан, Послание 75:17). Автор не отрицает этой претензии, однако, он сделал бы это, если бы претензии папы были не состоятельными. Таким образом, в 250 г. римский епископат Петра был принят теми, кто более всего был способен понимать истину, не только в Риме, но и в церквах Африки и Малой Азии.

Евсевий Кесарийский (314) 

пишет о том, что Пётр был 25 лет епископом Рима (Chron. an. 44), называет Лина первым после Петра (Chron. an. 66) принявшего епископство (H.E. III., 4) и Виктора - тринадцатым епископом Рима после Петра (H.E.V., 28).
"Они говорят, что в старину все люди и сами апостолы были наставлены и учили тому, чему учат сейчас; истина сохранялась до Виктора, тринадцатого епископа от Петра в Риме; с его же преемника Зефирина истину стали искажать" (Церковная история, книга 5, гл. 28:3, греческий оригинал: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/textdoc=Perseus%3Atext%3A2008.01.0640%3Abook%3D5%3Achapter%3D28%3Asection%3D3).
Оптат Милевский

Африканский епископ Оптат милевский писал в своем сочинении о схизме донатистов: 
«Вы не можете отрицать того, что вам известно, что степень святительской кафедры дана была Риму, кафедре блаженного Петра, главы апостолов, поэтому и называемому «камнем». В этой кафедре надлежало всем верующим соблюдать единство, ... дабы всякий, кто воздвиг какую-либо другую кафедру против этой одной, считался виновным и отщепенцем». (О расколе донатистов 2:2 [367 от РХ]) .
Папа Дамас (384).

Св. Дамас был епископом Рима с 366 по 384 г. от РХ. Он говорит о Римской кафедре как об "апостольском престоле", на котором святой апостол сидя, учил своих последователей, куда направить руль Церкви, данный ему Господом (Ep ix ad Synod, Orient ap Theodoret V, 10). Дамас также говорит, что кафедра Апостола Пера в Риме получила это первенство не от соборных решений других церквей, но от гласа Самого Господа, когда Он сказал "Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Декрет Дамаса 382).
«Хотя вселенская Церковь распространена по всему миру, словно единый брачный чертог Христов, но святая Римская Церковь, [как ясно] из немалых соборных постановлений, превознесена над другими Церквами (caeteris Ecclesiis praelata est) и получила первенство (primatum) от евангельских слов Самого Господа и Спасителя нашего: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16. 18-19). [С Римом] также связан блаженный апостол Павел, избранный сосуд, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме,- претерпев мучение, он получил [мученический] венец при императоре Нероне. Они вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и досточтимым триумфом они превознесли над всеми остальными [Церквами] по всему миру. Итак, первый престол апостола Петра (prima Petri apostoli sedes) - это Римская Церковь, не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф 5. 27). Второй престол - в Александрии, освященной во имя блаженного Петра его учеником и евангелистом Марком, так как он был направлен апостолом Петром в Египет, где проповедовал слово истины и претерпел славное мученичество. Третий престол блаженнейшего апостола Петра - в досточтимой Антиохии, так как он жил в ней прежде, чем прийти в Рим, и там новый народ впервые начал называться христианами» (Explanatio fidei. 3). [Декрет Дамаса 3, написанный в 382 г. от РХ, в Юргенсе.]
Иероним Стридонский (342).

Св. Иероним Стиридонский - Отец и Учитель Церкви, который считается одним из величайших исследователей Священного Писания в Ранней Церкви. В своих сочинениях он упоминает о том, что апостол Пётр был первым Римским епископом:
"[Папа] Стефан... Был двадцать вторым преемником блаженного Петра на Римским Престоле" (Против Люцифериан).
"Климент, о котором апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам говорит: "с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни", был четвертым епископом Рима после Петра, если в действительности вторым был Лин, а третьим Анаклет, хотя многие латиняне думают, что Климент был вторым после апостолов". (О знаменитых мужах, гл. 15 [396 от РХ]) .
Ефесский Собор (431 г.),

На третьем заседании Ефесского Собора пресвитер Филип, легат Папы, заявил:
«Никто не ставит под сомнение то, что для всех ясно: Святой Апостол Петр, предводитель и глава Апостолов, столп веры и основание Католической Церкви, принял ключи Царства из рук нашего Господа Иисуса Христа (...) и доныне и вовеки он (Петр) живет, председательствует и судит в лице своих преемников».
Афанасий Великий (340) 

Святитель Афанасий Великий в своем труде "История Ариан" (35) называет Рим "апостольским престолом", ссылаясь на Апостола Петра, как на первого епископа на этом престоле:
"Но, как видно, подобно обезумевшим, опутав себя оковами нечестия, навлекают они на себя еще большее осуждение. Ибо и вначале не пощадили Либерия римского Епископа, но и туда простерли свое неистовство; не постыдились, что это Апостольский престол; ... не привели себе на память, что прежде сами в письмах именовали их мужами Апостольскими. Все смешав вместе, о всем вдруг забыли, и заботились только ревновать о нечестии. Как скоро увидели, что Либерий держится православия, ненавидит арианскую ересь и старается убедить всякого, чтобы отвращался и удалялся от ереси; тотчас рассудили эти злочестивые: «если Либерия склоним на свою сторону, то вскоре и всех преодолеем»... Епископ же, желая убедить словом, вразумлял его: «... Нет такого церковного правила, не имеем у себя подобного предания от Отцов, которые сами заимствовались у блаженного и великого Апостола Петра..."
Августин Блаженный [354]

Блаженный Августин упоминает Петра как первого римского епископа в своем послании 53 [1,2] против Фортуната манихея (Disputatio contra Fortunatum):
"Ибо, если прямая преемственность епископов должна быть принята во внимание, с какой большей уверенностью и пользой для Церкви мы ведем отсчет назад пока не достигнем самого Петра, которому, представляя всю Церковь, Господь сказал: "На сем камне я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Преемником Петра был Лин, и его преемники в непрерывной последовательности были: Климент, Анаклет, Эварист, Александр, Сикст, Телесфор, Гигин, Аникет, Пий, Сотер, Элевтерий, Виктор, Зефирин, Каликст, Урбан, Понтиан, Антер, Фабиан, Корнелий, Луций, Стефан, Сикстус, Дионисий, Феликс, Евтихий, Гай, Марцеллин, Марцелл, Евсевий, Мильтиад, Сильвестр, Марк, Юлий, Либерий, Дамасий, Сириций, чей приемник - настоящий епископ Анастасий.