Почему Деву Марию называют Богородицей?

Зачем Церкви нужны догмы о Деве Марии? Почему бы просто не учить об Иисусе?

Чтобы понять ответ на этот вопрос, давайте вспомним Нестория. Он был епископом пятого века и богословом, которому не нравилось то, что простые люди говорили об Иисусе и Его матери, потому что это играло злую шутку с тем учением, которого он придерживался. Теория Нестория была связана с глубоком дискомфортом, который так же стар, как и сама Церковь: дискомфорт был связан с учением, что Слово действительно и по-настоящему стало плотью. Этот дискомфорт с воплощением является частым признаком лжеучений, описанных в Новом Завете (1 Иоанна 4:2), которые существуют и по сей день. Начиная с древних гностиков (которые считали, что только дух был хорош, а тело было злом) и докетистов (которые настаивали на том, что Иисус был только духом, который казался человеком), заканчивая современными течениями Нью Эйдж (Новой Эры), которые также считают, что цель духовной жизни является выход из плоти и её отвержение.

Несторий, ревнуя о святости и чистоте Божией, также полагал, что Слово и плоть должны находиться на безопасном расстоянии друг от друга. Таким образом, он разработал теорию, которая изображает Иисуса в виде двух сущностей, имеющих одну и ту же голову. Один из них был духовным Логосом: Богом Сыном. Другой был обычным парнем по имени Иисус, который был наполнен Логосом, как воздух наполняет воздушный шарик. Соответственно, человек Иисус взял человечество от Марии. Но Логос не имеет ничего общего с Марией. Таким образом, Несторий запретил изначальную христианскую практику именования Марии «Богородицей» (что означает «Рождающая Бога», греч. Theotocos). Вместо этого, он настаивал, чтобы её называли «Христородицей» (греч. Christotokos). Но обратите внимание: этот аргумент касался вовсе не Девы Марии: он касался Иисуса.

Так что же происходит, когда теория Нестория применяется к реальной жизни? Церковь увидела в этом учении опасность, что если бы это было реальностью, тогда Иисус был бы неспособен спасти нас, ведь он больше не Богочеловек, понёсший наши грехи на кресте, и воскресший, чтобы дать нам Свою божественную жизнь. Человек, который умер на кресте лишь существо, которое ничего не может сделать. Бог, Логос, наполняющий Его, не разделяет нашу природу и, следовательно, не может ни умереть за наши грехи, ни поделиться Своей божественной жизнью с нами, потому что он даже не поделился ей с человеческим телом Иисуса, в котором Он обитал.

Таким образом, в ответ на теорию Нестория, Собор в Эфесе в 431 г. н.э., сделал две вещи. Во-первых, он подтвердил основное апостольское учение, что Иисус есть истинный Бог и истинный человек. И что божественная и человеческая природы Иисуса Христа существуют в нераздельном единстве. Ничего нового здесь нет, потому что это всё было в Писании. Апостол Иоанн учил, что «Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1) и «Слово стало плотью» (Ин 1:14). Лука сообщил, что ангел сказал Марии: «Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Лк 1:31).

Собор также настаивал на том, что союз Бога и человека во Христе, неизбежно влечет за собой взгляд на Марию как на Богородицу из-за двух очень простых истин, которым учили Апостолы:
  1. Мария родила Иисуса? Да!
  2. «Является ли Иисус Богом?» Да!
Таким образом, Церковь определила, что христиане должны относиться к Деве Марии также, как они и относились к ней в течении многих столетий, называя её Богородицей (См. Также Лк. 1:41-43 «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»). Как и Несторий, Церковь понимала, что весь смысл этого понятия на самом деле касается не Девы Марии, но Иисуса.

Тут некоторые современные критики этого догмата могут задать вопрос: «А что, если люди не понимают, что означает этот терминЧто если они подумают, что Мария является создателем Троицы?» Теоретически, может быть, это возможно, что определенного рода человек может, игнорируя всё, чему учит Церковь о Марии, начнёт поклоняться ей. Но он действительно должен игнорировать все, что говорит Церковь, чтобы на это решиться, потому что ведь совершенно ясно, что Мария не является богиней и Творцом Троицы. Вот почему Епифаний Кипрский пишет в четвертом веке:
«Подлинно, свято было тело Марии; и однакоже она – не Бог. Подлинно Дева была девою, и почтенною; однакож она дана нам не для поклонения, но сама поклоняется Рожденному от неё по плоти и Сошедшему с небес из недр Отчих... Дева не должна служить предметом поклонения: не должно делать её Богом, не должно приносить жертв во имя её... В чести да будет Мария: но покланяем должен быть Отец и Сын и Святый Дух... Хотя и весьма прекрасна Мария, и свята, и почтенна, но не для поклонения» (Епифаний Кипрский «Против колиридиан», Панарион, 79). 
И именно поэтому Катехизис Католической Церкви (пункт 970), когда дело доходит до Пресвятой Богородицы, учит:
«Ни одно существо не может считаться равным воплощенному Слову и Искупителю».
Таким образом, не существует никакой скрытой попытки Церкви заставить людей поверить, что Дева Мария является богиней.

Однако, существует значительное число христиан, которые даже в настоящее время пытаются отрицать этот термин, опасаясь, что некий гипотетический человек может по глупости подумать, что «Богородица» означает «богиня». И по иронии судьбы, они заканчивают тем, что начинают искажать природу Иисуса и впадать в ту же самую ересь, какую термин «Богородица» был призван предотвратить. Они начинают говорить такие странные вещи как:
«Пожалуйста, обратите внимание, что Мария не «Матерь Божия», ведь Бог существовал задолго до того как Мария родилась. Мария мать Иисуса (Деян 1:14), она никогда не называется в Писании «Матерь Божия». И Иисус никогда не называет её матерью, но «женщиной».
Этот странный акцент на отрицании её связи с материнством становится довольно жутким и напоминает философию Фрейда, поскольку он создается, чтобы отвергнуть, что вопрощённая Любовь находилась в любящих и почтительных отношениях со своей матерью. Так подход полной дегуманизации Марии доходит до абсолютного гинетического отвращения, когда нам сообщают, что...
«Иисус ни в коем случае не мог произойти из падшей генетики вырождающейся человеческой расы. Неопровержимая истина в том, что хромосомы младенца Иисуса произошли не от Иосифа, но и не от Марии... чрево Марии было выбрано Творцом, чтобы придать форму Его человеческому образу, первоначальная ячейка которого с его 46 хромосомами, происходит от Трона «величия на высоте» (Евреям 1:3). Чрево Марии было своего рода «инкубатором», которым воспользовался Предвечный, чтобы поместить и сформировать «Слово Божие», которое должно было «стать плотью». Кровь из чрева Марии была использована Богом, чтобы защитить и накормить эмбрион, который затем стал плодом и впоследствии родился святым ребенком. Тем не менее, кровь, что начала течь по венам этого особенного человеческого существа не имела ничего общего с кровью, питавшей ту утробу, в которой он был сформирован. На протяжении многих веков, дух обольститель представил Марию как божество, кощунственно называя её «Матерью Божией».
В попытке спасти Иисуса от контакта с «дегенеративной» плотью Марии, противники Богородицы спасают Его и от контакта с плотью Адамовой что означает, что Он не может спасти нас от смерти, которую Адам принес в мир, так как Иисус не член рода Адамова. Будучи чрезмерно бдительными на страже того, чтобы защитить «гипотетического человека» от того, что реальный человек никогда бы не сделал (поклонение Марии), некоторые христиане могут и не заметить реальной опасности: отрицания Воплощения, и искажение понимания реальной природы Христа и Его спасительного Евангелия.

Почему Церковь учит Марианским догмам, таким как именование Марии Пресвятой Богородицей? Потому что суть любого учения о Марии в том, что дело здесь вовсе не в Марии. Каждая Марианская догма защищает определённую истину, имеющую важное значение для понимания того, кто есть Иисус, и, следовательно, кто есть мы. Слова Иеремии исполняются в ней и в Церкви, образом которой она является: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иеремия 31:22).

Источник: Mark Shea "Encountering Mary: Mother of God"

Читайте также: "Имеет ли почитание Богородицы языческие корни?"