Осуждал ли Христос Священное Предание?

Sola Scriptura с латыни означает "только Писание" и относится к вере в то, что только Библия является единственным источником авторитета для христиан и единственным источником христианского вероучения. Это понятие также включает в себя убеждение в том, что Библия является самодостаточной и сама может свидетельствовать о себе как о богодухновенной книге, а также о том, что Священное Писание является понятным, очевидным и может толковаться любым человеком, поскольку оно толкует само себя.

Католический взгляд на авторитет в вопросах веры и практики является то, что иногда называют «трехногим стулом»: «Библия-Церковь-Предание», которые гармонично сочетаются друг с другом, между которыми нет противоречия. Чему учит Церковь и чему истинное Апостольское Предание учит (в отличие от ложных человеческих преданий), на наш взгляд, идет в гармонии со Священным Писанием. Мы не чувствуем ни малейшей необходимости поставить любую из этих трёх оснований в противоречие друг с другом. Священное Писание учит, что Церковь есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15) и часто ссылается на Апостольское Предание. Поэтому протестантско-католическая дискуссия об авторитете в вопросах веры и практики не является дискуссией вида "Библия против Церкви"; вопрос, скорее, в том, является ли Церковь и Священное Предание также безошибочным авторитетом, каким является Библия?

В связи с этим часто говорят, что Христос осуждает предание и не призывает никого следовать ему.

На самом же деле при детальном рассмотрении этого вопроса можно увидеть, что Иисус осуждает предания человеческие, а не придание как таковое. В священном Писании говорится о двух видах предания: Священное Апостольское Предание и предание человеческое. Одно из них является хорошим и превозносится, другое является плохим и осуждается. Каждый раз, когда Иисус упоминает какое либо предание, он определяет его (то есть, говорит не «предание», а «предание ваше», «предание человеческое»). Это говорит о том, что он осуждает не всё предание, а только ложные и искаженные его версии. Если бы предание само по себе было бы плохой вещью, Он не определял бы его каждый раз, когда говорил о каком-либо предании:

Матфея 15:3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

Матфея 15:6 Таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием
вашим.

Матфея 15:9 Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Марка 7:8-9,13 Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого... И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти
свое предание? Устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили...

Вы можете сказать: «Хорошо, но ведь Иисус никогда не упоминает «предание» в хорошем смысле слова». В действительности, Иисус упоминает не само слово, но конепцию. Он противопоставляет человеческое предание «заповеди Божьей» и «слову Божию». Вы скажете: «Так это же не предание!» При ближайшем рассмотрении можно понять, что Священное Предание и Слово Божие по сути являются синонимами. Ведь Священным Писанием Слово Божье становится лишь тогда, когда оно записано. Однако, в своем подавляющем большинстве Божье Слово проповедуется устно и о нём говорится как о том, что было преподано, передано или получено (что и составляет концепцию Предания):

1-е Коринфянам 11:2 хвалю вас, братья, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

2 Фессалоникийцам 2:15. ... стойте и держите предания, которым вы
научены словом или посланием нашим.
2-е Фессалоникийцам 3:6. …преданию, которое приняли от нас.

1-е Коринфянам 15:1. Евангелие, которое вы приняли.

Галатам 1:9 Благовествует вам не то, что вы
приняли.

1-е Фессалоникийцам 2:9 ...проповедовали у вас благовестие Божие.

Деяния 8:14... Самаряне приняли слово Божие.

1 Фессалоникийцам 2:13 ...принявши от нас
слышанное слово Божие...

2 Петра 2:21 ...
преданной им святой заповеди.
Иуд. 3 ...веру, однажды преданную святым.

Мы видим, что три вышеперечисленных понятия Предание, Евангелие и Слово Божие используются как синонимы. Очевидно то, что предание – это не грязное слово и не учение человеческое, в частности, для апостола Павла. Таким образом, утверждение о том, что предание апостольское противоречит Евангелию само по себе является небиблейским учением и (по иронии) искажённым преданием человеческим и должно быть отброшено человеком, поистине верующим Библии.

Читайте также статью об отношении Апостолов к устному преданию раввинов.