Sola
Scriptura с латыни означает "только
Писание" и относится к вере в то, что
только Библия является единственным
источником авторитета для христиан и
единственным источником христианского
вероучения. Это понятие также включает
в себя убеждение в том, что Библия
является самодостаточной и сама может
свидетельствовать о себе как о
богодухновенной книге, а также о том,
что Священное Писание является понятным,
очевидным и может толковаться любым
человеком, поскольку оно толкует само
себя.
Католический
взгляд на авторитет в вопросах веры и
практики является то, что иногда называют
«трехногим стулом»: «Библия-Церковь-Предание»,
которые гармонично сочетаются друг с
другом, между которыми нет противоречия.
Чему учит Церковь и чему истинное
Апостольское Предание учит (в отличие
от ложных человеческих преданий), на
наш взгляд, идет в гармонии со Священным
Писанием. Мы не чувствуем ни малейшей
необходимости поставить любую из этих
трёх оснований в противоречие друг с
другом. Священное Писание учит, что
Церковь есть «столп и утверждение
Истины» (1 Тим. 3:15) и часто ссылается на
Апостольское Предание. Поэтому
протестантско-католическая дискуссия
об авторитете в вопросах веры и практики
не является дискуссией вида "Библия
против Церкви"; вопрос, скорее, в том,
является ли Церковь и Священное Предание
также безошибочным авторитетом, каким
является Библия?
В
связи с этим часто говорят, что Христос
осуждает предание и не призывает
никого следовать ему.
На
самом же деле при детальном рассмотрении
этого вопроса можно увидеть, что Иисус
осуждает предания человеческие, а не
придание как таковое. В священном Писании
говорится о двух видах предания: Священное
Апостольское Предание и предание
человеческое. Одно из них является
хорошим и превозносится, другое является
плохим и осуждается. Каждый раз, когда
Иисус упоминает какое либо предание,
он определяет его (то есть, говорит не
«предание», а «предание ваше», «предание
человеческое»). Это говорит о том, что
он осуждает не всё предание, а только
ложные и искаженные его версии. Если бы
предание само по себе было бы плохой
вещью, Он не определял бы его каждый
раз, когда говорил о каком-либо предании:
Матфея
15:3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы
преступаете заповедь Божию ради предания
вашего?
Матфея 15:6 Таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
Матфея
15:9 Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям
человеческим.
Марка 7:8-9,13 Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого... И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили...
Вы можете сказать: «Хорошо, но ведь Иисус никогда не упоминает «предание» в хорошем смысле слова». В действительности, Иисус упоминает не само слово, но конепцию. Он противопоставляет человеческое предание «заповеди Божьей» и «слову Божию». Вы скажете: «Так это же не предание!» При ближайшем рассмотрении можно понять, что Священное Предание и Слово Божие по сути являются синонимами. Ведь Священным Писанием Слово Божье становится лишь тогда, когда оно записано. Однако, в своем подавляющем большинстве Божье Слово проповедуется устно и о нём говорится как о том, что было преподано, передано или получено (что и составляет концепцию Предания):
1-е
Коринфянам 11:2 хвалю вас, братья, что вы
все мое помните и держите предания так,
как я передал
вам.
2 Фессалоникийцам 2:15. ... стойте и держите предания, которым вы научены словом или посланием нашим.
2-е
Фессалоникийцам 3:6. …преданию, которое
приняли
от нас.
1-е
Коринфянам 15:1. Евангелие, которое вы
приняли.
Галатам 1:9 Благовествует вам не то, что вы приняли.
1-е
Фессалоникийцам 2:9 ...проповедовали
у вас благовестие Божие.
Деяния
8:14... Самаряне приняли
слово Божие.
1 Фессалоникийцам 2:13 ...принявши от нас слышанное слово Божие...
2 Петра 2:21 ...преданной им святой заповеди.
Иуд.
3 ...веру, однажды преданную
святым.
Мы
видим, что три вышеперечисленных понятия
Предание, Евангелие и Слово Божие
используются как синонимы. Очевидно
то, что предание – это не грязное слово
и не учение человеческое, в частности,
для апостола Павла. Таким образом,
утверждение о том, что предание
апостольское противоречит Евангелию
само по себе является небиблейским
учением и (по иронии) искажённым преданием
человеческим и должно быть отброшено
человеком, поистине верующим Библии.
Читайте
также статью об отношении Апостолов к
устному преданию раввинов.