О Христе в Евхаристии - Разбор 6 главы Евангелия от Иоанна.


Атаки протестантов на Католическую церковь часто сосредоточены на евхаристии. Это показывает, что противники Церкви – главным образом евангелисты и фундаменталисты – признают эту католическую доктрину как одну из наиболее важных. Более того, атаки показывают, что фундаменталисты не всегда буквалисты. Это видно из их интерпретации ключевого библейского отрывка, шестой главы Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о Таинстве, которое будет установлено во время Тайной Вечери. В этой статье мы рассмотрим вторую половину этой главы.
Евангилие от Иоанна 6:30 начинается с обсуждения, проходившего в синагоге в Капернауме. Евреи спросили Иисуса, какое знамение он может дать, чтобы они поверили в Него, бросая Ему вызов словами «наши предки ели манну в пустыне». Мог ли Иисус что-то возразить на это? Он сказал им, что настоящий хлеб с небес приходит от Отца. «Подавай нам всегда такой хлеб», – сказали они. Иисус ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». На данный момент евреи восприняли его слова метафорически.

Снова и снова.

Иисус сначала повторил то, что сказал, а затем подытожил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Иоанна 6: 51–52).
Его слушатели были ошеломлены, потому что теперь они поняли Иисуса буквально - и правильно. Он снова повторил свои слова, но уже акцентируя их и добавляя слова о питье Его Крови: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоанна 6:53–56).

Без исправлений.

Обратите внимание, что Иисус не пытался смягчить сказанное, не пытался исправить «недоразумения», так как их не было. Слушатели нашего Господа прекрасно его поняли. Они больше не думали, что он говорил метафорически.
В Евангелии от Иоанна 6:60 мы читаем: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Именно здесь, отвергая Евхаристию, Иуда стал отступником; Иоанна 6:64). «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Иоанна 6:66).
Это единственное место в Писании, свидетельствующее о том, что кто-то из последователей Христа оставил Его по чисто доктринальным причинам. Если они ошибочно приняли метафору в буквальном смысле, почему он не отозвал их и не уладил недоразумение? И евреи, которые с подозрением относились к Нему, и Его ученики, которые приняли всё до этого момента, остались бы с Ним, если бы Он сказал, что говорит только символически.
Но Он не переубедил этих людей. Двенадцать раз он сказал, что Он есть хлеб, который сошел с небес; четыре раза Он сказал, что им придется «есть Мою плоть и пить Мою кровь». Евангелие от Иоанна 6 глава – это обещание того, что будет установлено во время Тайной Вечери, и это было обещание, которое не могло быть более явным. Или так показалось бы католику. Но что говорят фундаменталисты?

Просто образно?

Они говорят, что в 6 главе евангелия от Иоанна Иисус говорил не о настоящих еде и питье, но о духовных еде и питье. Они цитируют Иоанна 6:35: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Они утверждают, что приходить к Нему – это есть хлеб, а верить в него – это пить кровь. Таким образом, есть Его Плоть и пить Его кровь – значит просто верить во Христа и придти к Нему.
Но возникает проблема при данной интерпретации. Как о. Джон А.О'Брайен объясняет: «Фраза «есть плоть и пить кровь», когда она используется в переносном смысле среди евреев, как и среди сегодняшних арабов, означает причинение человеку серьезных травм, особенно клеветой или по ложному обвинению. Таким образом, истолковывать эту фразу метафорически означает, что наш Господь обещал вечную жизнь тем, кто клевещет на Него или испытывает ненависть к Нему, что привело бы весь отрывок к полной бессмыслицы » (О'Брайен, «Вера миллионов», 215). Пример такого использования фразы можно увидеть в книге Михея 3:3.
Авторы-фундаменталисты, комментирующие Иоанна 6, также утверждают, что можно показать, что Христос говорил только метафорически, сравнивая такие стихи, так как Иоанна 10:9 («Я есмь дверь…») и Иоанна 15:1 («Я есмь истинная виноградная лоза…»). Проблема в том, что эти стихи никак не связаны с Иоанна 6:35: «Я есмь хлеб жизни…». «Я есмь дверь…» и «Я есмь истинная виноградная лоза…» имеют метафорический смысл, потому что Христос подобен двери – мы идем на небеса через Него, и Он – как лоза – мы получаем наш духовный сок через него. Но Христос в евангелии от Иоанна 6:35 выходит далеко за пределы символизма, говоря: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоанна 6:55).

Их главный аргумент.

Для писателей-фундаменталистов аргумент ограничевается отрывком из Священного Писания Иоанну 6:63: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Говорят, это означает, что есть настоящую плоть – пустая трата времени. Но есть ли в этом смысл?
Должны ли мы понимать, что Христос только что заповедовал своим ученикам есть его плоть, а затем сказал, что делать так бессмысленно? Это то, что Христос имел ввиду, говоря «плоть не пользует нимало»? «Ешь мою плоть, но ты обнаружишь, что это пустая трата времени» - это то, что он говорил? Едва ли.
Дело в том, что плоть Христа действительно приносит пользу! Если это не так, тогда воплощение, смерть и воскресение Христа тоже бесполезны, и «вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15: 17б – 18).
В Евангелии от Иоанна 6:63 слова «плоть не пользует нимало» относятся к склонности человечества думать, используя только то, что им скажет их естественный человеческий разум, а не то, что сказал бы им Бог. Таким образом, в Евангелии от Иоанна 8: 15–16 Иисус говорит своим противникам: «Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня». Поэтому естественное человеческое суждение, без помощи Божьей благодати, ненадежно; но Божий суд всегда истинен.
Также в Евангелии от Иоанна 6:63 «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» не означает «то, что я только что сказал, является символическим». Слово «дух» никогда не используется таким образом в Библии. Это означает, что то, что сказал Христос, будет понято только через веру; только силой Духа и позволением Отца (ср. Иоанна 6:37, 44–45, 65).

Павел подтверждает это.

Павел писал Коринфянам: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Поэтому, когда мы получаем Причастие, мы на самом деле вкушаем Тело и Кровь Христа, а не просто едим их символы. Павел также сказал: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27, 29). «Виновен будет против Тела и Крови» кого-либо означало быть виновным в таком серьезном преступлении, как убийство. Как употребление в пищу простого хлеба и вина «недостойно» может быть таким серьезным? Комментарий Павла имеет смысл, только если хлеб и вино стали настоящим Телом и Кровью Христа.

Что говорили первые христиане?

Анти-католики также утверждают, что ранняя Церковь воспринимала эту главу символически. Так ли это? Давайте посмотрим, что думали некоторые первые христиане, помня о том, что мы можем многое узнать о том, как следует толковать Писание, изучая труды первых христиан.
Игнатий Антиохийский, который был учеником апостола Иоанна и написал письмо смирнянам около 110 г. н. э., сказал, ссылаясь на «еретиков, у которых нет и добродетелей христианских», что «они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости» (6: 2, 7: 1).
Сорок лет спустя Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Слово Божие, воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь воплотившегося Иисуса» (Первая апология 66: 1–20).
Ориген в гомилии, написанной около 244 г. н.э., свидетельствует о вере в Реальное Присутствие: «Вы, привыкшие участвовать в Божественных таинствах, знаете, когда вы принимаете Тело Господа, с какими благоговением и осторожностью вы следите за тем, чтобы ничего не потерялось, как бы ни одна частичка святых даров не пропала» (Гомилии на книгу Исход 13: 3).
Кирилл Иерусалимский в катехизической лекции, написанной в середине 300-х годов, сказал: «Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми, ибо Тело суть и Кровь Христовы, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет это, но вера да утверждает тебя» (Тайноводственное поучение 4:6).
В проповеди пятого века Феодор Мопсуестинский, казалось, говорил с сегодняшними евангелистами и фундаменталистами: «Когда [Христос] дал хлеб, он не сказал:« Это символ моего тела», но «Это тело Моё». Точно так же, когда он дал чашу Своей крови, Он не сказал: «Это символ моей крови», но «Это есть Кровь Моя», потому что Он хотел, чтобы мы смотрели на [евхаристию] по полученной благодати от пришествия Святого Духа, не по своей природе, но чтобы принимали их такими, какие они есть, Тело и Кровь нашего Господа» (Катехетические проповеди 5:1).

Единодушное свидетельство

Что бы ни говорилось, ранняя Церковь воспринимала 6 главу Иоанна буквально. И на самом деле, нет никаких записей из ранних веков, которые бы выступали против буквального толкования, и принимали только метафорическое.