Индульгенция - самый неправильно понятый духовный дар.


Автор: Mark Shea

Многие католики живут и умирают в блаженном неведении, что Церковь все еще предлагает нам индульгенции. (Католический друг, которому я упомянул, что пишу эту статью, сказал: "Они исчезли после второго Ватиканского собора, не так ли?"). Практически ни один католик много не думает о них. Они томятся на чердаке Церковных доктринальных безделушек.

Так зачем с ними возиться? По двум причинам. Во-первых, индульгенции (будучи сравнительно незначительными в Великой схеме вещей) тем не менее, являются, пусть и несущественными, но все, же притоками к Церковной реке благодати и, следовательно, интересными сами по себе. А во-вторых (и это главное), правильное понимание индульгенций среди христиан удивительно полезно для исцеления расколов в теле Христовом. Хоть индульгенции и пренебрегаемы большинством католиков, нервные и любопытные протестанты, глядя на Рим, по-прежнему находят их скандальными. Действительно, само слово "индульгенция" может вызвать во множестве протестантских сердец глубокое дурное предчувствие того, что бы паписты ни говорили, они рабы "дел спасения".

Мне знакомы эти чувства достаточно хорошо. И я не буду спорить с тем, что Лютер был прав по поводу "возмутительной торговли индульгенциями", в которой Церковь Возрождения была виновна. Даже Тридентский собор согласился с этим. Но, как обращённый из протестантизма католик, я выяснил, что Церковь периода Возрождения была виновна не в теологии индульгенций (которая, как мы увидим, является просто богословием благодати духовных даров), но в симонии, т. е. греховной продаже этой благодати за холодной расчет как инвестицию. Итак, Лютер был прав отчасти. Но Рим был тоже прав (в его богословии, если не в практике Возрождения). Каким образом?

Католическое богословие умеет скрывать прекрасные идеи за запутанной терминологией. Так, например, оно говорит о "временной каре за грех" (ККЦ 1471), что для протестантов звучит так, будто бы Иисус не сделал достаточно, и нам все равно придется терпеть дополнительные муки, чтобы восполнить кару в дополнение к 80% или 90% от той, что Он взял на себя.

В реальности, "временная кара" - это просто католическое определение того, что протестанты называют "наказание". То есть, это боль для жизни, которая упоминается в Писании, когда оно говорит, что Бог наказывает тех, кого Он любит как своих детей (Евреям 12:5-6). Вкрадце, временное наказание является частью того, как Бог искупает наши греховные поступки и превращает их последствия в событие святости, а не осуждения. Ибо, как говорит Павел: "От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Римлянам 5:3-5). Это здравый смысл является причиной, почему раскаявшиеся убийцы прощены, но не выпущены из тюрьмы. Последствия греха остаются, но, по Божьей Благодати, они превращаются во славу.

Как и с запутанным термином «временная кара» эта католическая ловкость упаковывать отличные идеи в непрозрачную терминологию сбивает с толку еще и потому, что существует другой термин, который протестанты считают особенно зловещим: «сокровищница заслуг».

Что такое «заслуга»? Ну, это не «лишняя праведность, заработанная особенно хорошими людьми, которые настроены дополнить благонамеренные, но неадекватные усилия Спасителя при искуплении» (это то, что многие считают «заслугой»). Скорее «заслуга» - это старомодный термин, современный эквивалент которого (по мнению богослова Ганса Урса фон Бальтасара) является «плодородие».

Теперь мы на протестантской территории! Христиане, как знают все протестанты, удостоены плодами работы Христа в их душах (см. Иоанна 15). Нам Бог повелел нести благодать миру и друг другу... Таким образом, мы должны приносить плод, действуя как посланники благодати, исполняя волю Бога и обычно «владея небольшимиии трезубцами» (К.С. Льюис). И сила Святого Духа (как известно всем христианам) абсолютно необходима для того, чтобы этот плод существовал вообще, а тем более созрел. Итак, при приношении плода мы говорим не о «спасении делами». Мы говорим о синергии с благодатью.

Одно из проявлений благодати – это харизма или духовный дар. Духовные дары – это дары, даруемые членам Церкви, чтобы Тело созидалось в любви (Рим. 12, 1 Кор 12, Еф.4:11-16). Некоторые из даров, подаренных Церкви, более известны (языки, пророчество, исцеление и т. д.). Но скрытый посреди них - дар, о котором мало говорят - это дар милосердия (Рим. 12:8).

Индульгенция - это формальное церковное правило получения дара милосердия. Оно направлено на членов католического сообщества под апостольским руководством при крещении, присоединяющем к Церкви. Это означает, что индульгенции не являются формой заработанного оправдания (поскольку оно уже было даровано при крещении), вместо этого, они даются для уменьшения временного наказания из-за уже прощенного греха. Короче говоря, они помогают росту в святости, а не являются купоном для покупки Божьего прощения.

Например: Я – человек с дурным характером, принимаю крещение, призывая Господа Спасителя. Что это даёт мне? Обычно это делает меня христианином с дурным характером, поскольку дар новой жизни – это благодать, а не магия. Крещение – это не мгновенное излечение. Это ворота в преображающую Божью милость, которая с нашим сотрудничеством может в конечном итоге исцелить наши умы, сердца и кости.


Итак, я прихожу домой после крещения, преисполненный преображающей благодатью, но, обнаружив, что вы не дали мне пасхального кулича, которого я так хотел, я ломаю в ярости ваше окно. Я раскаиваюсь. Я прощен Богом и вами. Вся моя вина анулируется кровью Христа, когда я раскаиваюсь. Но я все равно должен заплатить за окно, и я все же, по милости, должен что-то сделать со своим темпераментом. Более того, у меня напряг с наличным деньгам (так как у меня есть несколько исков из-за сломанных окон, которые не исчезли волшебным образом, после моего крещения). Но (прося о Божьей помощи) я делаю все возможное, чтобы отплатить вам ущерб. Вы (христианин с даром милосердия) прощаете остаток долга и даже даете мне кое-что, чтобы я мог позволить себе консультирование по вопросам управления гневом и судебные издержки. Вы, по сути, предоставили мне частичную снисходительность, освободив от временного наказания за мой уже прощенный грех и помогли мне возрастать в святости своей харизмой.

Так и с Церковью. Ибо она была удостоена всеми харизмами, милостями, дарами и плодами (называемыми средневековой теологией «сокровищницей заслуг», согласно Св. Павлу - «каждым духовным благословеним во Христе» (Еф.1:3). Как общение верующих, Церковь имеет привилегию авторитетно распоряжаться этим даром там, где она пожелает, так, как об этом говорит Павел (Еф. 3:2). Действительно, она просто делает так, как Святой Павел повелел ей и использует свои духовные дары, особенно дар милосердия в даровании индульгенций со всем своим апостольским духовным авторитетом - авторитетом одаренного верующего (1Кор.12: 31).

Давным-давно, такая милость была видна в уменьшении суровых епитимий, требуемых от тех, кто виновен в серьезных грехах, когда получение индульгенций, могло длиться месяцвсм или даже годами. Вот почему старые католические молитвенники предлагают «индульгенции 365 дней, как приложение к тому, что и как делать». Это изначально относилось не столько к «дням в Чистилище» (там, впрочем, нет часов), но к земным дням покаяния. Сегодня это сбивает нас с толку, послабление этих суровых епитимий делает благость индульгенций в значительной степени невидимой. Безусловно, Церковь по-прежнему утверждает, что индульгенция может каким-то непостижимым образом помочь нам в процессе освящения. (И доказательств обратного трудно найти). Но природа этой помощи очень таинственна. Возможно, благодать приходит в виде «лишней силы», чтобы любить в трудных условиях. Возможно, каким-то другим способом.

«Но, - могут сказать мои евангельские друзья, - люди должны зарабатывать индульгенции! Это спасение от дел!» Нет, это пасторальный здравый смысл, сходный с изречением Святого Павла: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.». (2 Фес 3:10). Подобным же образом, если грешник не покаится, действуя в соответствии с благодатью, он не обретёт прощения. Индульгенции – это как студенческие гранты для людей, которые хотят изучать святость, а не как бесплатные дипломы для бездельников, которые хотят устроить вечеринку. Это духовные дары, которые помогают нам обрести наше спасение со “страхом и трепетом”, а не с карточным бланшем, так чтоб мы и не обременяли себя святостью вообще. И даже в этом случае они наделены невероятной легкостью и частотностью для самых пустячных поступков послушания благодати - например, молитва «Отче наш» или чтение Писания 15 коротких минут в день. Очевидно, Бог и Его Церковь хотят, чтобы мы были благословлены и украшены!

Итак, в конце концов, этот бывший баптист, ставший католиком пришел к пониманию того, что ему очень жаль, что многие честные протестанты, подобные мне, боялись индульгенций, видя в них коррумпированную средневековую схему зарабатывания денег. В действительности же, они никогда таковой не являлись, и, хотя их доброе имя было запятнано грязью Тетцелом и ему подобными, все изменилось со времен Тридентского собора. Настало время осознания, что индульгенции имеют смысл.

Перевод с английского: Аветисян Л.А.
Ред. Мареш Ю.С.