Евхаристия в книге пророка Малахии

Книга пророка Малахии предсказывает установление Евхаристии:
"Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф".
Книга Малахии говорит, что Ветхозаветные приношения будут упразднены, и Господь воздвигнет новую "чистую жертву" вместо них. Жертва будет приноситься (1) "от востока солнца до запада", (2) "на всяком месте", (3) "между народами". Подобные характеристики жертвы говорят о том, что речь о том, что она будет приноситься в будущем, постоянно и по всему миру.

Еврейское слово, переведенное как "фимиам" - qatar (קְטָר) - появляется в Ветхом Завете 100 раз, в стронге Piel часто переводится как "фимиам" (2 Цв. 23:8, Ис. 65:7), и часто ассоциируется с жертвой (Амос 4:5). В стронге Hilphil переводится как "курение" и почти всегда ассоциируется с жертвоприношением (Исх. 29:13, 18, 25; Лев. 1:9, 13, 15, 17; 6:15, 17, 22, 23; Втор. 33:10, Лк. 1:11). Так, слово относится к курению фимиама ради того, чтобы принести жертву. Лев. 6:15-23, например, называет это "благоуханием приятным Богу", той же фразой, которая описывает жертвоприношения животных - жертвы, которые используют корень קְטָר. Таким образом, речь идет о полном акте ритуального поклонения (2 Хроники 25:14). Каждое утро и вечер жертва всесожжения возносилась Богу вместе с возжиганием фимиама (Исх. 30). Этот чистый фимиам должен был зажигаться от углей алтаря (Ис. 6:6), на котором находилась кровь жертвенных животных... В конце концов, невольный грех прощался, когда кровью жертвенного живого возлагалась на роги жертвенника благовонных курений (Левит 4:7) (Theological Wordbook of the Old Testament, p. 798; Gesenius' Hebrew Lexicon, p. 882-883).

Слово, переведенная как "жертва" происходит от еврейского слова minchah (מִנְחָה) и появляется в Ветхом Завете больше 200 раз. Еврейский лексиколог William Gesenius утверждает: minchah ... жертва, принесенная Богу, любого вида, хлебное или животное Бытие 4:3-5; Чис. 16:15, 1 Царств 2:17; 26:19; Ис. 1:13; 3 Царств 18:29,36; 2 Царств 3:20. Это основное значение также возможно в следующих стихах - 1 Царств 2:29, 3:14; Исаия 19:21; Иеремия 14:12; Амос 5:22". В дополнение к этому, поскольку контекст книги Малахии говорит о приношениях животных, и говорит о них как часть minchah в Малахии 1:10, мы понимаем приношение в 1:11 как общее, а не только приношение хлебное.

Пророчество Малахии может быть осуществлено в полной мере только когда народы земли собраны в Новозаветной Церкви (см. от Матфея 28:19-20, Деяния 1:8). Это совпадает с другими отрывками из пророков, говорящих о будущем благословении язычников (Исаия 11:10; 42:1-6; 54:3; 60:3-16; 61:6-9; 66:12-19). В контрасте с приношениями Иудеев, которые Малахия описывает как "слепое, хромое и больное" животное (1:7-8), приношение Христа в Новом Завете, "непорочного и чистого Агнца" (1 Петра 1:19), приносится постоянно, "на всяком месте".

Остальные главы Малахии поддерживают понимание отрывка 1:11 как относящегося к Евхаристии. Книга Малахии была написана около 430 г. до н.э., через несколько лет после того, как Израиль вернулся из 70-летнего Вавилонского плена, само возвращение происходит около 445 до РХ. За эти пятнадцать лет, Израиль снова впал во многие согрешения прежних времён. Евреи приносили испорченные жертвы Господу, проявляя этим непочтение к Нему (1:6-14). Священники не увещевали людей (2:7-9). Мужчины разводились со своими женами и женились на иностранных женщинах (2:10-17). Они были обличаемы в колдовстве, прелюбодеянии, лжесвидетельстве, удерживании платы за труд, угнетение вдов, сирот и иноземцев (3:5). Они не давали десятину, по требованию закона Моисея (3:6-13). Очевидно, что даже после того, как полностью разрушенный вавилонянами за прошлые грехи, Израиль не усвоил свой урок - он не убоялся Господа. Из-за этого, Бог обещает, что Израиль больше не будет восстановлен. Всё, что осталось для него - это суд (3:18-4:1).

Между тем, Господь говорит о грядущем Мессии: 
"Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф" (Малахии 3:1).
Согласно Евангелию от Матфея (11:10), первым посланником ("Ангелом") является Иоанн Креститель, а вторым посланником - Ангелом Завета и Господом - Иисус Христос. Важность этого пророчества в том, что оно является контекстом для Малахии 1:11 относительно совершения чистой жертвы между народами. Это подтверждается оставшейся частью отрывка Малахии 3:3-4 так как она объясняет, что Иисус сделает, когда придет:
"И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние".
Важно отметить, что в оригинальном тексте на Иврите в Малахии 3:3 слово "жертва" используется в единственном числе. То же слово в единственном числе появляется и в Малахии 3:4 в женском роде ("жертва Иуды"). Это свидетельствует о единственной жертве за грех, которая в то же время осуществляется "на каждом месте... между народами" в Малахии 1:11. Важность употребления единственного числа по отношению к жертве и, в то же время, её осуществление во множестве мест, говорит о том, что она совпадает с Жертвой Креста, представленной во множестве мест по всей земле посредством Левитского священнства Нового Завета (см. также Евреям 9:23).

"Сынами Левия" не могут быть священники дней Малахии, приносящие "больное, слепое и хромое" Господу, но скорее, священники, которые будут поставлены на служение «Ангелом завета» (Иисусом Христом). Следовательно, этот отрывок является пророчеством о новозаветном священстве, которое будет необходимо для того, чтобы приносить "чистую жертву ... между народами" (Малахия 1:11). Таким же образом, "Иуда и Иерусалим" представляют новый народ - Церковь - это подтверждают такие отрывки как Деяния 15: 14-18:
"Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие".
Давид был царём Иудейским, но к тому времени Малахии, "скиния" Давида действительно "упала". Его скиния восстанавливается не восстановлением национального Израиля или Иуды, но путем включения язычников в Новоый Завет (ср. Галатам 6:16; Римлянам 9: 24-26; 11: 25-26)

Пророчество Иезекииля 40-48 также может быть уместным в данном случае. Иезекииль говорит о левитских жертвоприношениях в новом храме (ср. Иезекииль 40:46; 43:19; 44:10; 45:5; 48:11). Эти пророчества могут быть связаны с подобными описаниями в Новом Завете (см. Деяния 15: 16-18; Деяния 1: 6-8; 26:7; Иакова 1:1; Римлянам 11:26; Галатам 6:16). Другие выдающиеся особенности Иезекииля 40-48, которые коррелируют с Новозаветной образами являются: 
Иезекииль 40:20/Откровение 21:10; Иезекииль 40:3/ Откровение 11:1; Иезекииль  40: 17 / Откровение 11:2; Иезекииль  41 23/Евреям 9:23; Иезекииль  42: 20 /Откровение 21:16;Иезекииль  44: 4 / Откровение 15:8; Иезекииль  44: 17 / Откровение 19:8; Иезекииль  47: 1 / Откровение 22:1; Иезекииль  47: 7, 12 / Откровение 22:2; Иезекииль  47: 22 / Ефесянам 2:12; Иезекииль  48: 35 /Откровение 21:3; Иезекииль  48: 1-35 /Откровение 7: 1-8. 
Многие из этих отрывков совпадают с пророчествами Захарии 14:1-21. По крайней мере три интерпретации возможны Иезекииль 40-48: (1) она является символом периода Нового Завета, который будет проходить в вечность; (2) его дотошный деталь заставляет его быть буквальным пророчество о будущих событиях, которые еще не были выполнены; (3) это условное пророчество только для пост-изгнаннический иудеям, которые не были выполнены из-за их непослушание (ср, Малахии 3: 8-12).

Ссылка на левитские жертвоприношения в будущем упоминается в трудах Климента Римского (80 г. н.э.), который сравнивал жертвы католических священников с жертвами левитов. Он пишет: 

«...Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его... Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа... Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией... Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «Поставлю епископов их в правде и диаконов в вере» (Ис. 60:17)... и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно (1 послание Коринфянам св. Климента, 80г. от РХ). 

Cледует отметить, что ранняя церковь часто называют своих диаконов "левитами", как мы видим в следующем примере святого Амвросия Медиоланского (340 от РХ):
"Тебя встретил левит, тебя встретил пресвитер... Ты видел левита, а он — служитель Христа. Ты видел, что он совершает служение перед алтарем. Поэтому твое бязательство хранится не на земле, а на небе. Подумай о том, где ты принял небесные таинства. Если здесь Тело Христово, то здесь присутствуют и ангелы... Давайте теперь поговорим о том, что мы называем крещением. Ты пришел к купели, ты сошел в нее, ты был очень внимателен к происходящему. Ты увидел у купели первосвященника (summum sacerdotem), левитов и пресвитеров".
Как и в Малахии 1:11; 3:3-4, каждое упоминание о «жертве» в Иеремии 33:18 на иврите стоит в единственном числе.

Другая связь между пророчеством о "левитах" и священстве Нового Завета появляется в пророчестве Иеремии. Иеремия очень важен, так как является единственным пророком в Ветхом Завете, который конкретно упоминает Новый Завет и который цитируется в Евреям 8: 8-13 и 10:16-17. Книга пророка Иеремии 33:15-22 говорит о "левитах" приносящих жертву Нового Завета, поставленных отраслью Давида, а именно Христом:
"В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле... не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы... Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне".
Слова Иеремии показывают связь между жертвой приносимой левитами в книге Малахии и восстановлением падшей скинии Давида в книге Амоса. Потомки Давида и левиты будут "как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской", то же описание, обращённое к потомкам Авраама, дано в Новом Завете (Бытие 22:17; Римлянам 4:17). Не удивительно, что речь идёт об обращённых язычниках и верных евреях, которые называются истинными сыновьями Авраама в Новом Завете (ср, Римлянам 2: 28-29; Галатам 3:29). "Левитские" священники Нового Завета (католические священники) приносят жертву Агнца в "любом месте" (на каждой мессе), и именно поэтому Иисус называет Евхаристию "Новый Завет в моей крови" и заповедует Своим первым рукоположенным священникам - апостолам: "Творите это в Моё воспоминание" (Лк. 22:19)