"Как будет это, когда я мужа не знаю?"

Когда Архангел Гавриил посетил Марию и возвестил ей, что она призвана стать Матерю Божьей, она ответила: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" (Лк. 1:34). В данный момент Дева была уже обручена с Иосифом (ср. Лк 1:27) - она еще не вошла в его дом, но собиралась вскоре сделать это (ср. Мф 1:18,24). 

Если бы Пресвятая Дева Мария намеревалась приступить к нормальной семейной жизни с Иосифом как тогда можем мы объяснить, что она была смущена словами ангела? Мария знала бы очень хорошо, как это может произойти. Не существует также ни одного слова в тексте Священного Писания, которое указывало бы на то, что Мария знала, что зачатие произойдет немедленно через участие сверхъестественных сил. Если бы она собиралась вступить в супружеские отношения с Иосифом, то естественно было бы предположить, что когда она и Св. Иосиф вскоре вступят в брак, она может рассчитывать на очень особенный подарок от Бога – рождение Мессии. Нет никаких оснований думать что-нибудь еще. И не было бы никаких причин, чтобы задать такой вопрос. Но похоже, она не знала, «Как это произойдет». 

Фраза «когда я мужа не знаю» в греческом языке (ἐπεὶ ἄνδρα οὐ γινώσκω), означает утверждение настоящего времени, которое указывает на постоянство и непрерывность ее статуса.. Дева Мария не сказала «я еще не познала мужа". Скорее, она не просто утверждает, что она была девственницей, но что в данный момент она намерена остаться Девой.

Можно использовать такую аналогию: Если бы кто-то сказал мне: «Ты умрешь от рака легких в будущем», и мой ответ был бы: «Как это может быть, когда я не курю?» – я не просто описываю моим ответом нынешнее положение дел («я не курю в данный момент», «я пока не курю»). Скорее, это будет указывать на долгосрочное намерение с моей стороны избегать курения («Курение не то, что я когда-либо намереваюсь делать»). Аналогично, выражение Марии «Я мужа не знаю» в контексте благовестия Дева Мария выражает свое желание сохранить девственность даже с учетом предлагаемого материнства, показывая, что ее намерение созрело задолго до этого.

Именно поэтому Святой Августин говорит: «Если бы она была предназначена для того, чтобы познать мужа, она не была бы поражена. Её изумление является признаком обета» («О святом девстве» (De sancta virginitate)):
Девство Марии тем многоценнее и приятнее, что Она посвятила его Богу ещё прежде, нежели Он зачался. Это показывают её слова Ангелу-благовестнику: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Поистине, она не сказала бы сего, если бы ещё прежде не дала Богу обета пребыть девою. Но так как это было не согласно с нравами израильтян, то Она обручилась мужу праведному, который не только не нарушил сам того, что Она уже посвятила Богу, но и охранял бы её от других"
Этой точки зрения придерживались такие богословы как Фома Аквинский, Бонавентура и даже Мартин Лютер, объясняя вопрос Марии не как сомнение, но как желание разъяснения о том, как она может зачать ребенка если она посвятила себя Господу в девственности.