Ранние христианские писатели о преемниках апостола Петра и их роли в Церкви.

Что говорят ранние христианские писатели о преемниках апостола Петра и их роли в Церкви?

Мы имеем изобилие ранних высказываний в поддержку апостольской линии Петра и роли его преемников как лидеров Церкви. Вот некоторые из них: 

1. Тертуллиан говорит о Петре (не упоминая Павла), рукополагающем Климента (De Praescrip. Haer. xxxii), указывая на Климента, как на епископа римского, поставленного Петром (Clementem a Petro ordinatum). Он также говорит о Петре, крестящем в Тибре (De Bapt. 4)

2. Климент Александрийский говорит об одном Петре, проповедующем Евангелие публично в Риме (Euseb. He.E. VI.,14).

3. Гай (214) называет папу Виктора тринадцатым епископом Рима после Петра (Euseb. H.E., V., 28).

4. Ипполит (225) говорит о Петре как о первом епископе Рима ("Каталог Либерия" - Лайтфут, "Климент Римский 1:259).

5. Фирмилиан Кесарийский (257) замечает, что папа Стефан претендовал на авторитет в разрешении споров о перекрещивании на том основании, что его первенство в Церкви восходит к св. Петру, наследником которого он являлся (Киприан, Послание 75:17). Он не отрицает этой претензии, однако, он сделал бы это, если бы претензии папы были не состоятельными. Таким образом, в 250 г. римский епископат Петра был принят теми, кто более всего был способен понимать истину, не только в Риме, но и в церквах Африки и Малой Азии.

6. Евсевий (314) говорит о том, что Пётр был 25 лет епископом Рима (Chron. an. 44), называет Лина первым после Петра (Chron. an. 66) принявшего епископство (H.E. III., 4) и Виктора - тринадцатым епископом Рима после Петра (H.E.V., 28).

7. Сардикийский собор призывает "любовью почтить память Петра Апостола", ссылаясь на обращение ко главе, кафедре Петра, Римскому Епископу (Can IV., Ep. ad. Julium.)

8. Афанасий Великий (340) называет Рим "апостольским престолом", ссылаясь на Апостола Петра, как на первого епископа на этом престоле (История ариан, 35)

9. Оптат Милевитанский (370) говорит, что епископская кафедра Рима была впервые создана Петром: «Вы не можете отрицать того, что вам известно, что степень святительской кафедры дана была Риму, кафедре блаженного Петра, главы апостолов, поэтому и называемому «камнем». В этой кафедре надлежало всем верующим соблюдать единство, дабы другие апостолы не могли предоставить себе степень святительской кафедры, дабы всякий, кто воздвиг какую-либо другую кафедру против этой одной, считался виновным и отщепенцем». (Раскол Донатистов II, 2 и II, 3).

10. Папа Дамас был епископом Рима с 366 по 384 г. от РХ
«Хотя вселенская Церковь распространена по всему миру, словно единый брачный чертог Христов, но святая Римская Церковь, [как ясно] из немалых соборных постановлений, превознесена над другими Церквами (caeteris Ecclesiis praelata est) и получила первенство (primatum) от евангельских слов Самого Господа и Спасителя нашего: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16. 18-19). [С Римом] также связан блаженный апостол Павел, избранный сосуд, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме, - претерпев мучение, он получил [мученический] венец при императоре Нероне. Они вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и досточтимым триумфом они превознесли над всеми остальными [Церквами] по всему миру. Итак, первый престол апостола Петра (prima Petri apostoli sedes) - это Римская Церковь, не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф 5. 27). Второй престол - в Александрии, освященной во имя блаженного Петра его учеником и евангелистом Марком, так как он был направлен апостолом Петром в Египет, где проповедовал слово истины и претерпел славное мученичество. Третий престол блаженнейшего апостола Петра - в досточтимой Антиохии, так как он жил в ней прежде, чем прийти в Рим, и там новый народ впервые начал называться христианами» (Explanatio fidei. 3). [Декрет Дамаса 3, написанный в 382 г. от РХ, в Юргенсе.]
Не существует ни одной записи кого-либо из восточных или западных писателей, оспаривающих первенство Петра в Римской Церкви, о котором говорит папа Дамас. На самом деле, даже Восточные Церкви обращались к папе Дамасу за доктринальными или дисциплинарными разъяснениями. Это дает ясную перспективу примата, который имел епископ Рима в 4 веке, не только в официальном учении, но также в практике веры, не только на Востоке, но и на Западе.

11. Амвросий (ок. 390) говорит о Риме как о "престоле Петра" и римской церкви, где "Петр, первый из апостолов, первым восседал" (De Poenit I, 7-32, Exp Symb ad Initiand).

12. Иероним (с. 390) говорит о Риме как о "престоле Петра" и об "апостольской кафедре" и утверждает, что Петр занимал епископскую кафедру в течение двадцати пяти лет в Риме (Epistle 15 and se Vir Illust I, 1).

В своих письмах папе Дамасу относительно арианской ереси он пишет:
"Поелику Восток, смущенный древнею международною распрею, разрывает на мелкие куски бесшовную, свыше истканную ризу Христову; лисицы раззоряют виноградник Христов, и среди кладенцов сокрушенных, не имеющих воды (Иер. 2, 13) трудно различить, где сад заключенный и источник запечатленный (Песн. 4, 11); то я решился обратиться за вразумлением к кафедре Петровой и вероучению, восхваленному устами апостола Петра (Рим. 1:8), прося ныне для своей души пищи оттуда, откуда некогда я восприял одеяние Христово. Отделяющее меня от Рима обширное пространство земли и моря не могло отвратить меня от искания многоценного бисера... Тогда как дурные потомки потеряли отцовское имущество, у вас одних только сохраняется в целости наследие отцов. У вас на плодородном черноземе чистое слово Господне приноситъ сторичный плод, здесь покрытая бороздами нива пшеницы вырождается в куколь и овес. Теперь на западе восходитъ солнце правды, а на востоке падший Люциферъ выше звёзд поставил престол свой. Вы свет мира, вы соль земли; вы золотые и серебряные сосуды; — а здесь скудельные и деревяные сосуды ждут железного жезла и вечного огня (Письмо 15:1 К папе Дамасу [396 от РХ]).
"Итак, хотя твое величие приводит меня в трепет, но твоя снисходительность ободряетъ меня... Пусть умолкнетъ недоброжелательство; пусть останется в стороне высота римского престола; я говорю с преемником рыбаря и учеником Христа. Я, следуя прежде всего только Христу, соединяюсь общением с блаженством твоим, то есть с кафедрою Петровою. Я знаю, что на этом камне создана церковь. Кто вне этого дома будетъ вкушать агнца, тотъ чужд священнаго сонма. Кто не будет в ковчеге Ноевом, тот погибнет в разливе потопа... Кто не собирает с тобою, расточает, т.е. кто не Христов, тот антихристов (Там же, 15:2).
"Здесь, поддерживаемая мирским заступничеством, свирепствуетъ арианская ярость. Здесь церковь, разорвавшаяся на три части, спешит привлечь меня к себе... Я между тем вопию: кто соединяется с кафедрою Петровою, тот мой (единомысленник)... Мелетий, Виталий и Павлин говорят, что они единомудрствуют с тобою: мог бы я поверить тому, если бы говорил кто-нибудь один. Теперь же или двое лгут, или все. Итак, я заклинаю блаженство твое крестом Господним... чтобы ты преемникъ апостолов честию, преемник их и в достоинстве, сидящий на престоле и имеющий судить со обанадесятью... чтобы ты уведомил меня письменно, с кем я должен иметь общение в вере. Не пренебрегай душею, за которую Христос умер (Письмо 16:2 Папе Дамасу). 
Таким образом, в разгар ереси и расколов на Востоке, Иероним прибегает к Престолу Петра в Риме, провозглашая, что быть с Римским епископом - значит быть со Христом. 

13. Августин (ок. 400) решительно поддерживает Петра и его преемников как "камень" христианской церкви. В своем послании 53 [1,2] против Фортуната манихея (Disputatio contra Fortunatum) во время донатистской ереси, он пишет:
"Ибо, если прямая преемственность епископов должна быть принята во внимание, с какой большей уверенностью и пользой для Церкви мы ведем отсчет назад пока не достигнем самого Петра, которому, представляя всю Церковь, Господь сказал: "На сем камне я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Преемником Петра был Лин, и его преемники в непрерывной последовательности были: Климент, Анаклет, Эварист, Александр, Сикст, Телесфор, Гигин, Аникет, Пий, Сотер, Элевтерий, Виктор, Зефирин, Каликст, Урбан, Понтиан, Антер, Фабиан, Корнелий, Луций, Стефан, Сикстус, Дионисий, Феликс, Евтихий, Гай, Марцеллин, Марцелл, Евсевий, Мильтиад, Сильвестр, Марк, Юлий, Либерий, Дамасий, Сириций, чей приемник - настоящий епископ Анастасий. В этом порядке преемства мы не найдем донатистских епископов... 
Теперь, даже если и отступник в ходе этих веков, по неосторожности получил бы место в этом порядке епископов, начиная от самого Петра до Анастасия, который сейчас занимает престол - этот факт не принес бы никакого вреда Церкви и Христианам, не имеющим доли в виновности другого; ибо Господь, предостерегая против таких случаев, говорит в отношении Церковных иерархов, которые являются нечестивыми: "Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают" (Матфея 23:3). Таким образом обеспечена прочность надежды верных: утвержденная не в человеке, но в Господе, она никогда не может быть унесена штормом нечестивого раскола; в то время как сами они разрушатся, которые читают в Священном Писании имена церквей, куда писали апостолы, и в которых они не имеют епископа. Как еще могут они более ясно доказать свою порочность и глупость, чем говоря своему духовенству, читая эти письма "Мир вам", в то время как сами они разобщенны от мира тех церквей, к которым письма первоначально написаны?"
14. Пруденций (405) пишет о Риме:
"Два князя здесь апостольских;Один труба язычников;Другой же, первой кафедры Владетель,у доверенныхВрат пребывает вечности".(Гимн в почесть страстей блаженнейшего мученника Лаврентия)

15. Bachiarius (420) говорит о Риме как "кафедре Петра, престоле веры" (De Fide 2).

16. Проспер Аквитанский (429) называет Рим "Апостольским Престолом" и "Кафедрой апостола Петра" (Carm de Ingratis).

17. Римские легаты на Соборе в Эфесе (431) объявляют: 
"Никто не сомневается, и во все времена известно было, что святый и блаженнейший Пётр, предстоятель апостолов, столп веры, основание католической церкви, приял от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, ключи царствия, и ему дана власть вязать и решать грехи: он и до сего времени всегда живёт и судит в своих преемниках. Итак, по его внушению, преемник и наместник его, святейший папа наш, епископ Келестинь, послал нас на сей собор заменить его присутствие" (Деяние III Вселенского Ефесского собора).
18. Пётр Хрисолог говорит о блаженном Петре живущем и председательствующем на своем престоле (Ep ad Eutech).

19. Папа Лев I Великий (440-461 гг.) говорит о том, как "вся Церковь признает Петра на престоле Петра (Рим)" (Serm II, 2). "Как Христос есть Сын Божий во веки, так и Петр, взявший на себя бразды управления Церковью, не оставляет их. Невидимо он (Петр) и ныне пасет стадо Христово, а видимо пасет Церковь через своих преемников на Римской кафедре".

20. На Халкидонском соборе (451), собравшиеся епископы воскликнули: "Пётр вещал устами Льва" (Canons of Chalcedon).

21. Послание Халкидонского Собора папе Римскому Льву I Великому называет папу "для всех истолкователем голоса блаженного Петра".


Таким образом, история несет множество свидетельств того, что с самых ранних времен христианства преемники апостола Петра на Римском престоле обладали высшей властью в Церкви, которая признавалась христианами во всем мире. 

Читайте также: