Доктрина реинкарнации - критический обзор.


Данная статья преследует цель осуществить оценку реинкарнации и кармы, предоставить ее критический обзор. В статье предоcтавляются основные аргументы, которые выдвигают люди в защиту данной теории, и попытка объяснить их с позиции философии, науки и христианства. 

1. Реинкарнация и христиансткое учение о воскресении тела.

Согласно древним индуистским трудам, «Как человек надевает новые одежды, сбросив изношенные, так воплощенная душа принимает новое тело, оставив старое» (Бхагавад Гита 1:2.22)

Диалог Платона «Федон» выражает такую же идею:
«...кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо того чтобы всячески их остерегаться, перейдет, вероятно, в породу ослов или иных подобных животных... А те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов или коршунов. Или же мы с тобою, решим, что такие души перейдут в иные какие-нибудь тела?»
Хотя некоторые версии реинкарнации коренятся в истинах, которые отстаивает и католическая вера, а именно, что человек – больше, чем просто тело, и что человеческая душа бессмертна, подобное учение явно противоречит христианству, поскольку вера в реинкарнацию несовместима с верой в воскресение тела. Как объясняет это Сумма Теологии Фомы Аквинского:
«Ошибки указанных еретиков [т.е. тех, которые придерживаются теории реинкарнации], могут быть опровергнуты тем, что они вступают в противоречие с истиной о воскресении, которое провозглашается в Священном Писании. Ибо о воскресении не может быть и речи, если душа не возвращается в то же самое тело, потому что воскреснуть означает подняться вновь; оно имеет в виду тот же предмет, что упал до того, как подняться.
Отсюда, воскресение касается тела, которое падает замертво после смерти, более, чем души, которая живет после смерти. И так, если бы это тело не было тем же самым телом, которое душа получает обратно, [Писание] говорило бы не о воскресении, но о перевоплощении в новое тело».
Учитывая то, что все тайны веры находятся в единстве между собой, не удивительно, что отрицание воскресения тела влечет за собой отказ от других аспектов Божьего плана спасения:
Смерть есть конец земного паломничества человека, времени благодати и милости, которое Бог предлагает ему для того, чтобы осуществить свою земную жизнь в соответствии с божественным планом, и решить свою окончательную судьбу. Когда «единственный ход времени нашей земной жизни» будет завершен, мы не вернемся к другим земным жизням: «Человеку положено однажды умереть» (Евр. 9:27). [Катехизис Католической Церкви, 1013]
Как уже было кратко показано выше, можно опровергнуть эту ошибку аргументами, взятыми из веры. Эти аргументы, однако, не будет приняты нехристианами и даже некоторыми христианами. Любую дискуссию необходимо вести на основании того, что может быть очевидно на уровне разума. Цель этой статьи заключается в разработке аргументов подобного рода.

2. Доктрина реинкарнации и философская антропология.

Во-первых, мы должны определить, что такое реинкарнация. Понятие реинкарнации не имеет одного и того же значения для всех, кто придерживается этого учения. Различные философы имеют разные представления о ней, равно как и различные восточные религии. Существуют также популяризированные её версии, как восточные, так и западные. Что является общим для всех концепций реинкарнации – это утверждение, что после того как человеческая личность умирает, её душа входит в тело другого человеческого существа (как правило, ребенка) или какой-либо низшей формы жизни.

Наша дискуссия по поводу реинкарнации будет адресована популярной версии этого учения. Мы не будем рассматривать частные религиозные версии, которые озвучивали индуисты и буддисты. Мы будем аргументировать, исходя из того, что известно разуму на естественном уровне (без вмешательства веры), поскольку каждый из нас имеет это общее основание. Нашей целью не является также исследование различных теорий, предложенных философами и теософами, за исключением того, что предложено Платоном, поскольку он является представителем концепции реинкарнации, которая имеет популярность у многих людей, как в наши дни, так и в прошлом.

б) Реинкарнация по Платону или Душа меняет свои одежды.

Причиной того, почему Платон считал, что реинкарнация возможна, являлся его взгляд на взаимосвяь души и тела. Он рассматривал тело как оболочку, в которой находится реальный человек (душа); душа управляет телом, как моряк управляет кораблём, или как водитель – транспортным средством. При таком понимании соотношений души и тела, помыслить перевоплощение души представляет собой не больше проблем, чем наблюдать человека, пересаживающегося из одной машины в другую, или человека, снимающего одну одежду и надевающий другую.

Существует определенная привлекательность в той позиции, что тело – не настоящий ты, что оно только покрытие. В конце концов, мы считаем оскорблением, если кто-то «любит» только наше тело, и нет никаких сомнений в том, что состояние «внутреннего человека» является более важным, чем телесное здоровье и внешность.

Однако, как указывает Фома Аквинский, у этой позиции существует ряд проблем:
«Это очевидно, что душа является тем, с помощью чего тело живет, ибо жить – значит быть живым существом: поэтому душа является тем, с помощью чего человеческое тело имеет реальное существование. Она принадлежит форме, дающей подлинное существование. Поэтому душа является формой тела. Так, если бы душа была в теле, как моряк на корабле, это не сделало бы тело тем, чем оно на самом деле является, ни части тела такими, какие они есть на самом деле. Напротив, однако, это очевидно, из-за того факта, что когда душа покидает тело, отдельные его части сохраняют свое первоначальное название лишь косвенно. Поскольку мёртвый глаз называется глазом не в настоящем его значении, как и каменные глаза и глаза на картине; и то же самое с остальными частями тела. И кроме того, если бы душа обитала в теле, как моряк на корабле, из этого следовало бы, и что союз души и тела был бы случайным. Смерть, таким образом, которая приводит к разделению души и тела, не создавала бы разложения любой субстанции, но это не соответствует реальности».
Другими словами, вещь, которая движет другую, не является причиной её существования как определенного рода вещи. Моряк – не причина того, что корабль является кораблём. Душа, тем не менее, делает тело живым организмом. Поэтому она не может быть связана с телом как просто его двигатель. Другими словами, организм не может сушествовать сам по себе без души. Если бы душа была просто двигателем тела, оно не было бы живым: оно было бы просто марионеткой или костюмом.

Еще одна проблема, с утверждением, что душа взаимодействует с телом просто как водитель взаимодействует с автомобилем в том, что, когда водитель покидает автомобиль, за этим не следует разложение автомобиля, но когда душа покидает тело, оно начинает разлагаться.

Еще один факт, который теория Платона о связи души и тела упускает из виду, в том что, никто не может иметь полную человеческую личность без тела.

Платон был прав, заметив, что тело иногда препятствует душе в проявлении ее способности мыслить: болезни и сильные эмоции являются лишь двумя причинами, относящимися к телу, которые имеют негативное влияние на мыслительный процесс.

В условиях прямого доказательства опыта, что тело является нашей частью, вызывает недоумение, что люди могут отрицать это. Действительно, как указывает Аристотель в начале своего трактата «О душе», на первый взгляд «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях». [Книга 1, глава 1] Иными словами, наш опыт действий, будь то чувствовать эмоции, или воспринимать цвета, звуки и т.д., указывает на единство души и тела, а не на их отдельное существование. Конечно, душа является двигателем тела, но не только двигателем тела, ввиду доказательства более тесной связи между ними. Еще одним доказательством единства души и тела в человеке включает в себя существование психических проблем, в результате физических проблем (депрессии из-за органических недостатков), физических проблем, в результате психических проблем (психосоматические заболевания), психологическое отношение к реальности, влияющее на продолжительность жизни (онкологические больные с интересом к жизни часто живут дольше; женатые мужчины живут дольше, плацебо часто эффективно). И мы посчитаем странным, если фразу «обними меня» кто-то интерпретирует «расспространи вокруг меня свою оболочку». Даже общий опыт борьбы между плотью и духом переживается человеком как происходящий между различными частями самого себя, сколько бы некоторые люди ни делали вид, что тело является единственным виновником какого-либо неприемлимого действия, не признавая, что они виновны в этом, и возможно, иногда душа больше виновата в этом, чем их тело. Можно понять, почему люди, которые принимают позицию, что материя является злом, или позицию, что тело есть зло (манихейцы, янсенисты, последователи некоторых версий индуизма, в частности) склонны отрицать, что тело является частью их самих. Скорее, не опыт реальной жизни приводит их к этому заключению, а желание отмежеваться от всего, что они считают злом и обременительным для их души.

Следует отметить, что в то время как наше тело является неотъемлемой частью нас самих, без которых мы не были бы людьми, все равно остается загадочным, что именно делает наше тело нашим. В конце концов, материал, составляющий тело, постоянно меняется в течение всей жизни; и материал, который когда-то был телом кого-то другого, может стать частью нашего собственного тела (кладбищенский червь, съеденный рыбой, которую съел человек). Катехизис Католической Церкви отмечает, что условия воскресения нам неизвестны [ККЦ 1000, См. также 1 Коринфянам 15:35-38]. Св. Амвросий Медиоланский писал:
"Когда бы не было существа или причины, то, может, счел бы кто за трудное Богу переродить людей, каким бы образом ни захотел: Богу, который как скоро повелел быть свету из ничего, так скоро и сделался из ничего" ("О смерти брата"). 
в) Переселение душ как космическая переработка отходов.
Рассмотрим сначала учение о реинкарнации, которое утверждает, что человек может перевоплощаться в другого человека, но и в растение или животное. Наблюдая природные процессы, мы можем придти к выводу, что для каждого живого организма существуют необходимые ему инструменты для той формы жизни, которой он является: у бобра есть зубы, которые нужны для того, чтобы вырубать деревья; дятел имеет клюв и амортизацию черепа, необходимую для успешного успешного нахождения насекомых в коре деревьев. Природа не дает жирафу цепкие хвосты, чтобы они могли качаться на деревьях: они слишком тяжелы, чтобы быть в состоянии использовать их для этой цели. Таким образом, как правило, соотношение между частями организма, соответствуют деятельности и форме жизни этого организма.

Что это может говорить о реинкарнации человека в овощ или животное? Душа его будет в состоянии думать и изобретать сложные технологические формы из материи, но не будет способна осуществлять свои умения на практике? Или же она потеряет свои способности, полученные в прошлой жизни, при перевоплощении? Если последний вариант – тогда как может идти речь о реинкарнации, если то, что стало растением или животным уже не является той же личностью, с ее прежними способностями души? В случае, когда человеческая душа перевоплощается в тело животного или растения, не может даже идти и речи о какой-либо памяти или воображении. Даже если человеческая душа перевоплотится в высший вид животных, таких как шимпанзе или дельфин, не будет памяти и воображения как основы для мышления.

Ибо, если имели это, они бы также от природы наделены способностью к логическому мышлению. И поскольку природа не дает организмам возможности, которых они не могут осуществить, представить обезьяну и дельфина с воспоминаниями и мышлением, которые они не могли в полной мере осуществить в своей жизни, походило бы на бездарного ученика скрипки, пришедшего учиться у Страдивари. Конечно, если мы считаем, что природа имеет свой разум. Более того, даже если мы предположим, что эти животные имели адекватные воспоминания, существует проблема несоответствия координации их движений, опыта и формы жизни с теми идеями, которые даны им душой, бывшей прежде человеческой.

Гипотеза о том, что душа взрослого человека перевоплощается в ребёнка не лучше, потому что здесь также действия природы не имеют смысла, как и в случае более низкой формой жизни. Ибо, хотя взрослая человеческая душа не отличается от души младенца по природе, она отличается от нее качественно, ведь взрослая душа уже имеет определенного рода идеи. Если интеллект ребенка является чистой страницей, то интелект взрослого является исписанным листом. Поместить взрослую душу в тело младенца – значит сделать бесполезным её пребывание в данном теле, ведь взрослая душа будет не в состоянии думать об идеях, которыми она обладала до этого, её переживания и образы сознания будут несоответствовать тому качеству объекта мысли, которым она обладает. Если природа никогда не делает направных и бессмысленных вещей, то перевоплощение взрослых человеческих душ в организм ребёнка не будет соответствовать закону природы. Для того, чтобы душа была в состоянии исполнить свой потенциал в теле, она должна была бы вернуться к тому же самому телу, которым обладала.

Аргументы реинкарнации на основании возможных сверхъестественных мотивов

В то время как реинкарнация не может быть естественным явлением по причинам, указанным выше, не всегда видно, что реинкарнация не может быть сверхъестественным явлением. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных аргументов, приводимых теми, кто утверждает, что реинкарнация происходит из-за сверхъестественных причин.

1) Реинкарнация как наказание или награда

Обычное объяснение перевоплощения в том, что оно необходимо, чтобы наказать или наградить людей за их поступки в прошлой жизни. Тем не менее, бессмысленно наказывать или награждать людей, если они не знают о том, что конкретно они совершили в предыдущих жизнях. Большинство людей даже и не помышляют о том, что они перевоплотились, и в этом нет их вины. Таким образом, было бы жестоко и неразумно наказывать их таким образом.

2) Реинкарнация как форма милосердия

Другое объяснение реинкарнации в том, что реинкарнация нужна для того, чтобы люди могли иметь шанс улучшить свои показатели в своей последующей жизни: сверхъестественные силы из милосердия не хотят осуждать нас за неправильные поступки нашей прежней жизни на вечное страдание.

Существует ряд проблем с данным утерждением:
  1. Если мы не помним нашу прошлую жизнь, мы не можем оценить нашу нынешнюю жизнь и использовать этот второй шанс по назначению.
  2. Если Высшие Силы в своей милости не хотят осуждать нас за неправильные поступки нашей нынешней жизни, почему они осуждают нас за них в последующей жизни? Это могло бы быть произвольным и, казалось бы, противоречит милосердию.
  3. Второй шанс разумно давать в двух ситуациях: во-первых, когда задание плохо сформулировано. Тем не менее, это невозможно, так как космический экзаменатор не может совершать ошибок. Вторая причина повторного тестирования – когда некоторый фактор, зависящий от самого тестируемого (от его неопытности, болезни и т.д.), препятствует верному выполнению задания. В то время как некоторые личности действительно могут иметь множество проблем (которые часто возникают от плохого воспитания), и, следовательно, обречены жить менее нравственной жизнью, они по-прежнему способны исправиться и сделать правильный выбор. Принимая во внимание различные препятствия, не зависящие от человека, по которым люди не могут быть виновными в некоторых поступках, их моральное совершенство или несовершенство может быть достоверно оценено на основе действий, выполняемых в течение одной жизни. Таким образом, повторный экзамен не является необходимым.

Другие причины веры в реинкарнацию.

Есть две основные причины, почему люди на Западе верят в реинкарнацию: 

  • во-первых, потому что они думают, что есть доказательства, которые подтверждают эту веру; 
  • во-вторых, потому что они хотят в это верить. 

Доказательства в основном принимают форму различных ошибочных представлений о человеческой личности и тела, которые мы обсудили выше. Существует также второй вид доказательств, которые приводят в пользу реинкарнации, а именно, предполагаемые свидетельства, когда люди «помнят» свои перевоплощения.

Однако выводы людей, основанные на подобных переживаниях, особенно если они сами не пережили это, могут и не соответствовать реальности. Скорее они либо просто верят на слово тем, кто утверждает это или делают неверные выводы из собственного опыта. Они не понимают, что некоторые свидетельства и интерпретация опыта может быть принята только как вероятное, и только после того, как научно документировано.
В дополнение к этому основывая свои знания на чъем-то мнении или свидетельстве, люди часто не знают критериев определения того, какова вероятность правильности подобных свидетельств. Знание этих критериев относятся к научному исследованию, нежели к философии. Разберем некоторые из них.

Вера в реинкарнацию основе предполагаемых случаев перевоплощенных людей

1. Предполагаемые случаи, которые можно объяснить естественными причинами.


Рассказы детей о прошлых жизнях.

То, что некоторые люди принимают за доказательство перевоплощения человека, иногда имеет естественное объяснение. Когда некоторые люди видят сходство между новорожденным и родственником, который жил задолго до ребенка, они принимают это как знак того, что ребенок является реинкарнацией этого человека; доказательства эти особенно убедительны, когда предок имел некоторые особенности, присущие лишь ему, схожие с особенностями ребенка. Такое сходство, конечно, находит свое объяснение в генетике. Кроме того, люди не понимают, насколько рано некоторые дети начинают запоминать вещи. Ребенок может запомнить историю, которую слышал в очень раннем детстве и рассказать ее позднее так, будто бы это воспоминание из прошлой жизни. Ребенок может сделать это либо потому, что он считает, что он на самом деле помнит события или потому, что он хочет угодить другим или, возможно, и то и другое. Это особенно возможно для человека, который слышит с самого его детства, что он является реинкарнацией кого-либо, и который принимает это на веру (как и одаренные дети иногда начинают верить, что они глупы, когда им говорят это достаточно часто). Я не понаслышке знаю о человеке, который уверовал, что он видел некоторые вещи, потому что он видел их так часто в семейных фильмах; он был убежден, что он вспомнил эти вещи, даже когда другие указали ему, что он еще не родился, когда происходили эти события. Еще один подобный случай, психолога Жана Пиаже, который вспомнил инцидент, в котором няня спасла его от похитителя. На смертном одре няня призналась, что она выдумала эту историю о спасении ребенка (и даже поцарапла себя, чтобы сделать рассказ правдоподобным), чтобы его семья имела желание работать с ней дольше. Хотя маленький Пиаже верил и утверждал, что был свидетелем этого происшествия на самом деле, история, придуманная медсестрой привела к тому, что в его памяти (или воображении) возникли образы, которых никогда не было в реальной жизни. Такие образы могут возникнуть даже с большей вероятностью, когда существует мотив для их появления, например, привлечение внимания других людей. Действительно, дети иногда делают вид, что они помнят то, что они на самом деле не помнят, чтобы угодить старшим. Таким образом, можно видеть, что ребенок будет мотивирован, на подобные утверждения о перевоплощении, если он приобретает больше уважения в том маленьком обществе, в котором он живет.
Стевенсон предлагает по крайней мере три альтернативных естественных объяснения случаев таких воспоминаний:
  1. Обман. Некоторые случаи были бессовестно выдуманы взрослыми ради славы или денег. Как только дети обнаруживали, что становятся предметом особого внимания и восхищения, они сами включались в игру, добавляя детали и приукрашивая историю к удовольствию взрослых, которые от их рассказов приходили в неописуемое волнение.
  2. Парамнезия. Воспоминания детей могут быть искажены или перепутаны, и родители или родственники могут приписать детям больше знаний, чем у тех есть в действительности.
  3. Криптомнезия. Сообщаемые факты могут быть выведены с помощью подсказок и/или фрагментов информации об умершем, которые могут храниться в подсознании свидетеля, причем истинный источник этой информации может быть им забыт и предстать в качестве свидетельства о предыдущей жизни.
Один из самых скрупулезных исследователей данной темы Ян Уилсон в своей книге "Разум вне времени?" дал пояснение частым подобным явлениям в азиатским странах, особенно в Индии. Там реинкарнация – часть религиозных верований. Уилсон заметил, что в основном рассказывают о прошлой богатой жизни мальчики из беднейших семей, и представляются они, чаще всего, родственниками зажиточных соседей. По местным обычаям, если богачи признают в мальчике переселившуюся душу ихнего сородича, то будут помогать ему всю жизнь. 

Свидетельства о перевоплощении под гипнозом.


Недавние исследования подавленной памяти являются еще одним доказательством, что люди иногда убеждены, что они помнят вещи, которых на самом деле никогда не было, если существует какая-либо мотивации для этого. Подавленная память – это воспоминание о событии, которое было полностью забыто без каких-либо сознательных усилий человека. Человек мог быть подвержен насилию в детстве, и не иметь никакой памяти об этих событиях во взрослом возрасте. Такие воспоминания могут иногда могут быть вызваны с помощью психотерапии, которая часто предполагает использование гипноза.

Хотя, безусловно, есть случаи с невежественными или недобросовестными психотерапевтами, в результате работы с которыми у пациетнов вызывается не подлинно подавленная память, но воспоминания, которые никогда не происходили в реальности. Результаты «синдрома ложной памяти» касаются не только ложных воспоминаний жестокого обращения в детстве, но и похищения инопланетянами и воспоминаниями о прошлых жизнях. Канадский учёный Николас Спанос с помощью своих ассистентов ввел в состояние гипнотичес-кого транса 110 студентов-старшекурсников. Всем было приказано вспомнить свою предыдущую жизнь. Недостоверность сообщений большинства испытуемых, находившихся в трансе, была очевидна без всякой проверки. Причина была в полнейшей исторической безграмотности студентов! Так, все испытуемые не могли ответить на вопрос: воевала ли страна (в которой они, как уверяли, жили) в определенный год или она находилась в состоя-нии мира? Ни один не мог назвать и главу государства, в котором он, какутверждал, жил. По словам Н. Спаноса, имеющиеся многочисленные данные убедительно свидетельствуют о том, что рассказы о прошлых жизнях, полученные путем гипноза, являются фантастическими конструкциями впечатлительных личностей, которые желают быть поглощенными взаимодействием с гипнотизером и его словами...

Гипнотические приемы влияют на поведение человека косвенно через изменения в мотивах, ожиданиях и интерпретациях гипнотизируемого. Установки специалиста, занимающегося гипнозом играют существенную роль в создании определенной направленности бесед с человеком. Бейкер, который отправлял в прошлое или в будущее более 500 человек, рассказывает, как его инструкции придавали определенную окраску результатам. Если он начинал свои беседы, доверительно сообщая, что регрессивный гипноз является эффективным методом возвращения в прежнюю жизнь, 90% его пациентов оказывались способны вернуться в прошлое и «восстановить» предыдущую жизнь. Если он скептически относился к возможностям такого рода и говорил присутствующим об этом, то 90% из них не могли рассказать историй, связанных со своим перевоплощением. Особый интерес представляет то, что определенная часть (по некоторым оценкам, от 4 до 6%) людей «склонна к фантазированию» и обладает чрезвычайно богатым воображением.

Еще одним ударом по теории реинкарнации является неспособность якобы перевоплотившегося человека сказать даже несколько слов на разговорном языке своей предыдущей жизни. Это наблюдаемый факт, что последняя вещь, которую люди забывают в старческом возрасте – их родной язык. Они могут забыть своего супруга, где они живут, и т.д., но они все равно будут помнить их родной язык. Таким образом, когда кто-то утверждает, что был египтянином в прошлой жизни, они должны быть в состоянии сказать несколько слов на древнеегипетском, что они, как правило, сделать не могут. Есть некоторые люди, которые в состоянии говорить некоторые фразы на иностранном языке, который, как они утверждают, был их родным языком в прошлом. Тем не менее, лингвисты, которые исследовали такие случаи, пришли к выводу, что «субъекты не знают основной словарь их предполагаемых ранее родных языков, кроме того, и, возможно, даже более важно, это исследование показало, что их высказывания на «языках прошлых жизней» были настолько бессистемными, что кажется невозможным, чтобы компоненты любого естественного человеческого языка могли их содержать.

Шрамы и родинки.


Фатальным для общего утверждения, что раны и болезни могут передаваться от умершего человека телу ребенка или эмбриона, является то, что не существует постижимого способа, которым такие передачи могут иметь место. Как и где эти шрамы будут храниться в течение периода от смерти до перевоплощения, и каким способом они будут отпечатаны на теле преемника? Следует отметить, что при “перевоплощении» не может быть никакой генетический передачи, не только потому, приобретенные характеристики не могут наследоваться, но также и потому, что новые и старые тела не находятся в той же генетической линии.

Дежа вю


Чувство того, что вы уже видели где-то это место или этого человека, несмотря на то,что вы видите это впервые, часто интерпретируется как поддержка позиции, что человек прожил прошлые жизни, в которых он действительно знал место или человека. Тем не менее, многие переживания дежа вю могут быть объяснены естественными причинами.

Мы сознательно помним вещи, которые очень важны для нас; не важная же для нас информация (или не имеющая большого значения), иногда хранится в бессознательной памяти. Когда мы встречаемся с этой (или похожей) информацией во второй раз, возникает бессознательная память, в которой мы сознательно не помним, где мы раньше это видели, что может привести к чувству дежа вю.

2. Сверхъестественное объяснение

По сути духовная природа человечества и реальность загробной жизни, не говоря уже об ангелах и демонах, имеют центральное значение для христианского понимания человеческой жизни и борьбы между добром и злом. Христианство предполагает существование бестелесных духовных существ, как хороших, так и плохих; оно также учит, что злые бестелесные существа стремятся обмануть нас. Каковы последствия такого рода духовной войны?

Спиритизм и реинкарнация


Одним из объяснений паранормальных случаев, связанных со свидетельствами реинкарнации, состоит в прямом спиритическом влиянии. Как показывает практика, большинство случаев переживания «прошлых жизней» имеет схожие признаки со случаями переживаний спиритизма, медиумизма и демонической одержимости.

Психотерапевт Эдит Файор, мысленно возвращая пациентов к их «прошлой жизни» с помощью регрессивного гипноза, делает подобное наблюдение: «Время от времени под гипнозом возникает несколько личностей. Иногда они представляют собой личности из прошлого, а иногда представляют собой результат раздвоения реальной личности. Они также могут быть сущностями иного плана». Элен Уамбах, часто цитируемый авторитет, тоже говорит о встречах с духами в своих опытах гипноза: «Я знала, что многие люди, работающие в оккультной сфере чувствуют, что демоническая одержимость представляет опасность, когда люди находятся под гипнозом... когда призраки и духи, странные сообщения и автоматическое письмо начали появляться, я узнала гораздо больше, чем когда-либо ожидала». Rabindranath R. Maharaj, бывший индийский гуру, делает интересное и похожее наблюдение. Он объясняет, как его религия почти всегда неразличима от оккультных и демонических практик. В одном месте он описывает ее следующими словами: "Мир был наполнен богами и духами, и моей обязанностью с детства было служить каждому из них". ("Смерть одного гуру")

Защитник и исследователь случаев реинкарнации Ян Стивенсон считает, что по меньшей мере, существует возможность объяснения всех этих феноменов, которая также может быть серьёзно рассмотрена - одержимость живой личности чуждым ей духом. Он свидетельствует о том, что «влияние некоторых бестелесных существ» может действительно иметь место, также как и в феноменах телепатии и ясновидения. Он даже допускает, что медиумы могут считать, что «дети, которые воспоминают свою прошлую жизнь действительно принадлежат этому числу». Говоря об этом, мы должны отметить, что Стивенсон говорит не о демонической одержимости в данном случае, но вселение души умершего до этого человека в тело живущего. Стивенсон признаёт: "Некоторые из этих случаев, лучше всего объясняются предположением продолжающегося влияния (на человека) прежней личности после ее смерти" (12). Что может объяснить подобное "продолжающееся влияние" на личность? Стивенсон делает заключение, что известные данные указывают на реинкарнацию или одержимость постоянным присутствием духа умершей личности.

На самом деле Стивенсон думает, что оба эти явления настолько схожи между собой, что данные "располагаются вдоль континуума, в котором различия между реинкарнацией и одержимостью становятся размытыми" (Ian Stivenson. Twenty Cases Suggestive of Reincarnation, p.374). Позднее он пишет, что большое количество данных "не позволяет произвести основательного выбора между гипотезами одержимости и реинкарнации". Таким образом, можно предположить, что, Стивенсон думает, что большое количество доказательств сложно приписать конкретно тому или иному явлению.

В обоих случаях одержимость человека чуждым ему духовным существом может объяснить некоторые воспоминания о прошлых жизнях, ведь оно может знать даже самые личные детали жизни умершего, его родственников, друзей и места жизни.

Стивенсон рассказывает об интересном случае очевидной одержимости, хотя он по непонятным причинам описывает его как случай реинкарнации. 
Весной 1954 года Индийский мальчик по имени Джасбир, в возрасте от трех с половиной лет, заболел оспой, а затем впал в кому, которая его семья временно приняла как смертть. Через несколько часов он, наконец, ожил. По придя в сознание несколько недель спустя, он проявил странную трансформацию поведения, называя себя брахманом по имени Собха Рам, который умер в результате несчастного случая в возрасте двадцати двух лет 22 мая 1954 года. Этот случай отражает все особенности воспоминаний реинкарнации другими детьми, описанными Стивенсоном, за исключением лишь того факта, что данный случай явно не является реинкарнацией: ведь Джасбиру было три с половиной года в момент смерти Собха Рам. Вместо этого, мы, кажется, имеем явный случай одержимости духовной сущностью, ранее обитавшей в теле покойного и выдающей себя за него. Это подтверждает тот факт, что «голос Собхи Рам» говорил через Джасбира. «Господин Рам» заявил, как ни в чем не бывало, что после смерти он встретил «садху», который сказал ему, «укрыться» в теле мальчика. Осложняет дело также и тот факт, что семья Джасбира указывала, что время его болезни приходилось на апрель или май 1954, но Собхи Рам умер в конце мая.
Так время изначальной одержимости может также иметь место до смерти Собхи Рам. Стивенсон говорит, что факты этого дела представляют собой «необычную особенность», но он никогда не отвечает на очевидные вопросы, которые были подняты в связи с этим случаем:

  • Во-первых, это не может считаться случаем классической реинкарнации, потому что Джасбир имел собственную личность прежде. Любой родитель подтвердит, что трехлетние дети имеют собственную личность.
  • Во-вторых, Джасбир и Собха Рам жили в близлежащих деревнях в течение трех с половиной лет с 1950 по 1954 года.
  • В-третьих, речь идёт о двух «душах» обитающих в одном теле, вопреки тому, чему учит теория реинкарнации.
Тем не менее, во всех других отношениях этот случай имеет точные параллели с примерами, которые Стивенсон трактует как реинкарнацию: Джасбир, например, был в состоянии вспомнить многие детали жизни Собхи Рам. Если этот случай не является обманом, создается впечатление, что кто-то или что-то совершил ошибку, потеряв на миг свою «маску» и открыв зрителям своё настоящее лицо.

Но если подобные явления могут быть объяснены одержимостью или другими вещами, почему Стивенсон сделал выбор в пользу реинкарнации? На самом деле, он считает, что в то время как одержимость кардинально меняет характер человека, реинкарнация этого не делает. И поэтому он склоняется к последней гипотезе. Таким образом, эмоциональные ответы, знакомое поведение, привычки и навыки соответствуют ситуации нормального, личного знания. Стивенсон верит, что это самое важное свидетельство в пользу реинкарнации.

Но если это является главным признаком отличия реинкарнации от одержимости, это приводит к некоторым серьезным проблемам. Например, как мы действительно можем определить разницу между "поведением одержимого" и "поведением реинкарнированного"? Достаточно ли у нас знаний для этого? И разве классическое различие между беснованием и одержимостью (последнее означает, меньшую силу, которую дух оказывает на изменение самой личности человека) не размывают различия достаточно сильно, чтобы эти отличия показались очень сомнительными? Также, если чуждая нематериальная сущность имеет достаточно силы над ребенком, чтобы говоить и удачно передавать большое количество информации через него, не означает ли это наличие контроля над его поведением? Не является ли это более очевидным, особенно если учесть тот факт, что через какой-то период времени ребенок начинает (скорее, без участия собственной личности) принимать это существо за свое настоящее "я"?

Пожалуй, наиболее трудный вопрос заключается в том, что если кто-то предпочитает позицию одержимости духом другого умершего человека, почему бы этот человек не хотел увидеть своих старых любимых им людей? Другими словами, это вполне соответствует реальности, что такие эмоции, поведение, привычки и способности могут проистекать вполне натурально из этой ситуации.

И последнее, коскольку дети Стивенсона даже знали точное местоположение "своих" прошлых тел после смерти, сценарий может говорить в пользу одержимости. Может показаться более трудным объяснение, что душа знала это местонахождение до того как перевоплотилась в свое новое тело.

Таким образом, подобные явления могут быть объяснены разными способами и не обязательно могут означать реинкарнацию. Другие альтернативные объяснения могут быть по меньшей мере в равной степени правдоподобными.


Вера в реинкарнацию как следствие неосознанных неупорядоченных желаний

Еще одна причина, что многие люди принимают реинкарнацию - эта вера успокаивает их совесть: она позволяет им думать, что их плохие поступки, в конечном счете не имеют никаких серьезных последствий. У них будет другая жизнь, чтобы лучше поступать, так почему бы не наслаждаться настоящей жизнью? Вера в реинкарнацию специально создана для человека, который не хочет отказаться от своих стремлений к бессмертию и духовности, но который хочет избежать Бога, вознаграждающего людей за добрые дела (которые часто трудны для исполнения и иногда связаны с болезненными переживаниями), и наказывающего за злые дела (которые часто приносят удовольствие).

В заключение.

1. Доктрина реинкарнации не может ответить на вопрос, что есть человеческая личность и придает телу очень низкое значение. Однако, человек не только не может быть полоценным без собственной тела, он не может быть полноценной личностью, не имея тела. 
2. Объединение человеческой души с телом растения или животного будет препятствовать её способности мыслить об идеях, которые она приобрела в предыдущей человеческой жизни. Объединение её с новым человеческим телом младенца может вызвать подобное расстройство души, так как идеи, которые приобрела душа в прошлой жизни не могут быть поняты без памяти этого человека, которая не может быть актуализирована без необходимых изображений, сохраненных в мозгу.
3. Позиции, которые признают, что реинкарнация - не естественный процесс, но результат космического вмешательства, приводят к абсурду и к пониманию, что Космос, стоящий за этим, жесток (т.к. наказывает людей за поступки, которых они не осознают и не помнят) и безрассуден (поскольку так плохо сформулировал "космический тест", что его приходится пересдавать много раз).
4. Случаи якобы перевоплотившихся людей, как правило, не выдерживают научной экспертизы, и объяснимы с точки зрения естественных причин, таких как генетика, подавленная память и пр. 
5. Случаи, которые противостоят объяснению по естественным причинам, вполне могут быть объяснены вмешательством оккультных сил. 
6. Несмотря на многочисленные доказательства, многие люди все равно будут верить в реинкарнацию, потому что единственной альтернативой для того, кто считает, что душа нетленна и бессмертна, является вера в воскресение тела, которая является более требовательной для человека:
"Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Римлянам 6:5-13).