Протестанты мудрствуют сверх того, что написано

Некоторые сторонники Sola Scriptura часто обращаются к 1 Коринфянам 4:6 как доказательству своей позиции:

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим” (1 Коринфянам 4:6).

Фраза «не мудрствовать сверх того, что написано» берется ими в значении «не заглядывать за границы Священного Писания для того, чтобы понять подлинное христианское учение». Хотя это утверждение может показаться правдоподобным на поверхностном уровне, оно выходит за рамки того, что написано в том плане, что под ним понимается гораздо больше, чем оно означает на самом деле, если обратить внимание на контекст и другие ключевые моменты.

Ниже приведены некоторые важные факторы, которые необходимо принять во внимание относительно этого отрывка:
  • Контекст говорит о гордыне и других греховных отношениях, преследующих Коринфян, а не об утверждении правила веры. Весь отрывок является этическим увещеванием, целью которого является избежать гордости и высокомерия христиан Коринфа, и как таковой, не имеет ничего общего с идеей пониманием Библии и письменного слова как единственного авторитета для христиан.
  • 1-е Коринфянам 11:2 явно говорит им держаться Предания, которое Павел передал им, таким образом, 4:6 не может говорить о Sola Scriptura.
  • Ранние учителя Протестантизма не понимали 1-е Коринфянам 4:6, как текст, доказывающий Sola Scriptura. Рассмотрим для примера комментарий Джона Кальвина на этот стих:

«Фразу же «сверх того, что написано» можно истолковать двояко: или как написанное самим Павлом, или как приведенные им свидетельства Писания. Но поскольку это не так уж важно, пусть читатели выберут сами, что им больше нравится».

Если понимать данный отрывок как призыв Павла следовать только Писанию для понимания подлинного христианского вероучения, то при его рассмотрении в историческом контексте и глазами самих коринфян, получится бессмыслица:
  • Отрывок говорит о том, что «не мудрствовать сверх того, что написано», коринфяне должны научиться от апостолов. Значит, они-то в первую очередь не должны мудрствовать сверх Писания. Если имеется в виду Писание Ветхозаветное, то соответственно этой фразе, не должно было родиться не только новозаветному Писанию, но и учению. Если же имеются в виду Писания Нового Завета, то трудно себе представить Апостола, не дерзающего мудрствовать сверх того, что он сам пишет!
  • Апостол Павел проповедовал гораздо больше, чем писал. И даже если эту фразу не распространять на апостолов, то и для коринфян она окажется ущербной. Для того, чтобы “не мудрствовать сверх того, что написано”, написано должно быть всё. В первом послании коринфянам нет и половины всего христианского учения. Кроме всего прочего, нелепость состоит ещё и в том, что этой фразой апостол Павел перечеркивает многие свои миссионерские труды и проповеди непосредственно в Коринфе, где он бывал дважды во время своего второго и третьего миссионерского путешествия. Апостол Павел оставался там год и шесть месяцев, поучая их Слову Божию (Деян. 18,11), и во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и Еллинов (4ст). Неужели все эти наставления и поучения сводятся к тому, что написано в послании?
  • Кроме того, это означало бы, что все книги Нового Завета, написанные после этого послания не будут соответствовать требованию 1 Коринфянам 4:6, ибо являются «сверх того, что уже написано» апостолами. Следовательно, Евангелие от Иоанна, Деяния, Римлянам, 2-е Коринфянам, к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, Титу, 1 и 2 Тимофею, Евреям, Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2, и 3 Иоанна, Иуды, и Откровение – должны быть выброшены из Нового Завета как не авторитетные и как прибавление к тому, что уже было написано.
  • Из исторического контекста мы знаем также, что Иисус не написал ни одного слова, Он создал Церковь. Церковь существовала еще до того, как Новый Завет был написан и утвержден. Великое Поручение было проповедовать, не писать. Все апостолы проповедовали Евангелие, но большинство из них не записало своих проповедей. Те немногие апостолы, писавшие свои послания с целью не научить христиан новым доктринам, но напомнить им то, чему они уже были научены. Апостолы не посвящали всего своего времени на написание и составление полного христианского учения для будущих поколений (т.е. они не дают нам систематическую теологию церковной доктрины, руководящие принципы для практической пастырской практики, сборники религиозной мысли, словари христианских терминов, полную историю каждого из путешествий Апостольских и обширные руководства для церковного литургического богослужения и т.д.). Означает ли это, что это все для нас не важно? Вместо этого, они дали нам короткие Евангелия, которые немного отличаются в деталях и не следуют в хронологическом порядке, одно неполное описание событий из истории ранней церкви и 21 короткое письмо, касающееся некоторых вопросов с небольшим упоминанием теологии между строк. В этих письмах апостолы часто говорят, чтобы их ученики помнили то, чему они учили их не только посланием, но в основном посредством устной проповеди (2 Фес 2:15; 1 Иоанна 2:24; 2 Фес 2:6; Фил 4:9; 2 Тим 1:13; 1-е Коринфянам 11:2; 2 Иоанна 1:12), и мы знаем, что устно они учили гораздо больше, чем они писали. Таким образом, если бы Апостол этим отрывком хотел научить христиан Коринфа пользоваться только написанным Словом для определения христианского вероучения, то он перечеркивал бы этим самым большую часть апостольской проповеди и труда в ранней Церкви.

Если учитывать контекст, наиболее близкое толкование отрывка может быть следующим:

В Коринфе некоторые христиане превозносились над другими (1Кор. 4:6), споря об учителях, производили вражду и обособления (1 Кор. 1:12; 3:4). Павел приложил к себе и Апполосу их споры и показал на собственном примере образец христианских отношений, в которых нет места спорам и превозношению друг перед другом: «Я насадил, Апполос поливал, а возрастил Бог, посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (3:6-7)... «Ибо мы соработники у Бога» (3,9). Присовокупив же: «чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1 Кор. 4:6), апостол Павел утверждает, что большего значения, чем описанное им выше в главах 1-4, придавать личности, крестившей их, нельзя. Пытаясь научить их, что нельзя производить разделения в Церкви, даже ради Апостолов, как же далеко они должны быть от любого рода разделений ради тех, чей авторитет был намного меньше в Церкови.

Таким образом, контекст Библии говорит, что первые христиане понимали этот стих не как некоторые протестанты понимают это сейчас: письменное Слово действительно вдохновлено Богом, но оно не претендует на то, чтобы быть единственным источником апостольского учения.