Кардинал Николас Уайзмэн: если доктрина "Sola Scriptura" верна, то почему в ранней Церкви различные народы, принявшие христианство, не имели своей Библии?

Как я уже говорил, не существует ни намека, ни какого-либо указания о том, что всё христианское учение обязательно должно было быть записано. Мы находим, что апостолы проповедовали многим языческим народам, и в церковной истории есть свидетельства о том, что они проповедовали Евангелие не только по всей Европе, но даже «до края земли». Достоверно установлено, что, например, Св. Фома, проник на территорию Индийского полуострова; мы знаем, что церкви Месопотамии получили свою веру от прямых учеников Христа; мы знаем, что некоторые из них несли ее в Вифинию, Понт и даже к самим Скифам и в самые отдаленные районы Африки. Мы изучили трактаты, написанные в Великобритании, один их которых недавно был переведен епископом Солсбери, чтобы удостовериться, что Св. Павел проповедовал на этом острове и обратил британцев. Почему же мы не находим ранних Библий на языках всех этих стран?

У этих народов можно найти очень древние книги, древнее времен нашего Спасителя, но среди них нет Библии. Вероятно, первой задачей апостолов был не перевод Слова Божия на эти языки, несмотря на то, что у них был дар языков, и они могли бы сделать это без ошибок. Они обязательно сделали бы это, если бы предоставление Библии этим народам была для них первым и единственным шагом к христианству и если бы единственной основой для веры было индивидуальное и личное исследование Писания.

Единственной версией Писаний античного времени, которая дошла до нас, является та, что используется на западе, в Католической церкви – сирийский перевод латинской Вульгаты. Что касается латинской Вульгаты, мы, конечно же, не знаем ее происхождения: скорее всего, она была написана в первом или, возможно, втором веке, но существуют весомые причины верить тому, что по крайней мере две сотни лет ее распространение ограничивалось исключительно Африкой, так что в Италии, стране, язык которой был латинским, никаких Писаний, кроме греческих оригиналов Нового Завета и греческой версии Ветхого, никаких понятных, популярных или читаемых огромными массами христиан переводов не было. Сирийская же версия, подобным образом, имела ограниченное хождение среди небольшого количества обращенных апостолами, даже при том, что нет доказательств ее существования до второго века; так что опять же мы имеем то, что даже здесь, спустя два века, на руках у христиан не было ни Библии, ни Нового Завета.

Но что мы скажем, к примеру, об Англии, которая, как было доказано, находясь далеко, но, в то же время, будучи в общении с Римской церковью, или получая от нее различные послания, тем не менее, так часто стояла в жесткой оппозиции её учению? Британцы говорят, что Англиканская церковь была апостольской церковью, чистой и свободной от каких-либо ошибок и от каких-либо повреждений, до тех пор, пока в более поздние времена не был утвержден в институт папства, которое она отвергла. Но где она получила это знание чистых доктрин христианства? Не существовало ранних переводов Писаний на языке этого народа, не существовало ничего, что люди имели бы возможность прочитать; следовательно мы должны заключить, что появление этих доктрин должно было быть связано с устной апостольской традицией. В любом случае этот факт исключает идею рассмотрения Писаний как единственного основания, на котором апостолы строили церковь.

Перед тем как продолжить, я процитирую одного из наиболее древних и авторитетных отцов на предмет того, что я уже сказал. Это Св. Ириней, знаменитый мученик и епископ Лионский, живший в третьем веке, который, говоря как раз об этом предмете – о необходимости Библии как правила веры, или отсутствии таковой – сказал: 
«Что если бы Апостолы не оставили бы нам писания? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание. Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости» (Против Ересей», Кн. 3, гл. IV).  
Таким образом, даже в третьем веке, согласно такому авторитету как Св. Ириней, существовало множество церквей, которые поверили учению апостолов, не имея написанного Слова Божьего, Которое они могли бы прочитать и понять.

(«Лекции по доктринам и практике Римской католической церкви» [Лондон, Дж.С.Ходсон, 1836] , стр. 86-87).