Чем таинства отличаются от языческих ритуалов?

Таинство - это священнодействие через которое верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Бога.

Среди людей, отрицающих сакраментальный принцип, вера в существование предметов или действий, передающих божественную благодать или Его спасительную силу, считается, скорее, идолопоклонством. Существует мнение, что личные отношения с Богом противоречат вере в то, что материя или действия могут быть проводниками Божественной благодати, что физический мир – мир падший, что участие в церковных обрядах является поверхностным отношением к Богу, что это слишком упрощает значение жертвы Христа, итд. Что личных отношений с Богом невозможно достичь с помощью физических действий, поскольку эти отношения – чисто духовные. Это обращает нас назад к докетской ереси, со следами несторианства, а также к неогностицизму. Гностицизм презирает материю как нечто падшее и учит, что духовная жизнь есть освобождение от материи.

Магический ритуал отличается от таинства так же, как отличается пантеизм от христианства. Ведь пантеизм есть обожествление всего существующего. Когда язычник преклонялся преред идолом, он верит, что этот идол и есть Бог. Когда язычник совершает магическое действие, он верит в магическую силу воды, чисел, предметов, слов...

Христианство же учит, что Бог не есть материя, Он – её Творец. Бог вне материи. Однако, Бог создал материю и Бог действует через материю, чтобы достичь человека.

Как Бог действует через материю, чтобы достичь человека?

Ветхий Завет показывает много случаев, когда Бог действовал через материю, чтобы передавать свою благодать, помогать, вести, говорить с человеком, итд.

  • Бог освящал материю, когда Он или Его Ангелы являлись людям. Например, "святая земля" вблизи горящего куста (Исход 3:2-5) – "…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Когда Иисусу Навину явился "вождь воинства Господня" (Архангел Михаил), то приблизившемуся Иисусу он сказал: "сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято" (Иис. Нав. 5:13-15).
  • Кроме того, всякая вещь, посвященная Богу, также являлась святыней: ковчег завета был настолько священным предметом, что человек мог умереть, просто прикоснувшись к нему (как и произошло во 2 Цар. 6:6-8). Скиния, в которой стоял ковчег была свята, как и храм (который имел святую святых внутри него). Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: "и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30:26-29).
  • Бог в столбе огненном и облачном вёл свой народ по пустне (Исх. 13:21-22)
  • На горе Синай Бог спустился в огне (Исх. 19:17-20).
  • В скинии собрания были статуи херувимов, где Бог встречался с Моисеем (Исход 30:6).
  • Посредством жезла Моисей творил чудеса - разделял море и высекал воду из скалы (Исх. 7:12; Числ. 20:11).
  • От одного взгляда на медного змея смертельно больные исцелялись (Числ. 21:8-9).
  • Елисей остановил реку посредством плаща пророка Илии (4 Цар. 2:14)
  • Кроме этого, от соприкосновения с мощами пророка Елисея ожил мертвец (4 Цар. 13:21).
Наше искупление не было чисто «духовным» делом, совершённым без участия материи – оно стало возможным только потому что Бог принял человеческую плоть. Мы говорим, что искуплены кровью Христа (см. Откр. 5:09 , Еф 1:07 , Кол. 1:14, Евр 9:12 , 1 Пет 1:02 , 1 Ин 1:7 и т.д.). мы подразумеваем при этом страдания Иисуса во плоти, и добровольное пролитие Своей собственной крови, которая имела решающее значение жертвы Искупления. "Ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5).

Если Бог принял человеческую плоть, чтобы мы смогли стать ближе к Нему, то обряд и "телесность" не были отменены пришествием Христа.

Во время Своего присутствия на земле, Иисус часто исцеляет больных, испльзуя при этом материальные предметы. Он просит от людей веры и говорит «вера твоя спасла тебя» (Mк. 5:34, 36; 9:23). И казалось бы, Он мог бы исцелить самим Своим словом по вере слушающего, как Он делает иногда, но часто он использует и материю, чтобы исцелить:
  • больная женщина попыталась прикоснуться к его одежде и силы вышла из него и исцелила ее (Лк 6:19, Мк. 1:41; 3:10; 6:56, Мф 9:20-22).
  • слюна смешанная с грязью и возложение рук (Ин. 9:5 и далее, Мк 7:32-36; 8:22-25),
  • вода из купальни Силоам (Ин 9:6-7).
И после Своего вознесения Христос продолжает исцелять и передавать благодать через Свою Церковь.
  • Платки и опоясания с тела Павла исцеляли больных и изгоняли нечистых духов (Деян. 19:12), то же самое делала и тень Петра (Деян. 5:15-16).
  • Помазание с елеем, в исцеление болящих поощряется Иаковом (Иаков 5:14).
  • Возложение рук с как акт посвящения на дело служения (Деян. 6:06 , 1 Тим 4:14 , 2 Тим 1:06 ) и для излияния Святого Духа (Деян. 8:17-19 , 13:3 , 19:6 ), и для исцеления (Мк 6:05 , Лк 13:13, Деян 9:17-18).
Тайна спасения, которая заключается в союзе Христа и человека, также не является абстракцией, существующей в отрыве от материального мира. Бог освящает не только наши души, но и наши тела как храм Святого Духа. Вера во Христа, вход в божественную жизнь – тоже не просто умственное событие, но жизнь в благодати, в общении святых, в единении с Телом Христовым, которая есть Церковь (1 Кор 12:27, Еф 1:22-3, 5:30).

Будучи "Силами, исходящими" от Тела Христова, всегда живого и животворящего, и действиями Духа Святого в Его Теле, которое есть Церковь, - таинства суть "дивные дела Божии" в новом и вечном завете. В таинствах Иисус продолжает "касаться" и исцелять нас. Они являются средствами, с помощью которых Иисус Христос проявляет Свою любовь к нам, отдает себя к нам в пищу (в Евхаристии), возрождает нас к новой жизни (в крещении), освящает нас и очищает нас от грехов (в покаянии), соединяет и благословляет семью в таинстве брака, так чтобы мы могли быть без пятна и порока, святыми и праведными.

"Веруйте, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Он Сам. Когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться, – так и в причащении" (Иоанн Златоуст).