Таинства и внутреннее расположение человека

Таинство сообщает благодать само по себе, своей собственной силой. 


Это потому что Иисус прилагает благодать к внешнему знаку, так сказать, внешний знак и благодать всегда вместе. Но наше собственное отношение имеет значение. Наше внутреннее расположение влияет на количество благодати, которую мы получаем. Чем более совершенно наше раскаяние и печаль о грехах в таинстве Покаяния, чем более полной является наша любовь в получении Святой Евхаристии - тем большей будет получаемая нами благодать. 

Наше расположение не вызывают (не являются причиной благодати) благодать, оно просто удаляет препятствия на пути свободного потока благодати и, в каком-то смысле, освобождает ей место. Можно проиллюстрировать это, сказав, что, чем больше мы опустошим сосуд от песка, тем больше воды он может вместить.

Конечно, актом свободной воли, мы можем помешать благодати таинства войти в нашу душу: например, не желая принять крещение или не имея подлинного раскаяния в своих грехах в таинстве исповеди. И таинство брака может быть недействительным, если брак заключен по принуждению, или если у одного из супругов не было намерения создать семью на всю жизнь, родить детей или быть верным, итд. Человек всегда принимает Христа в таинстве Евхаристии. Но если человек приступает к причастию в состоянии смертного греха, то принятие таинства может обернуться даже против этого человека, во вред ему: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27-30).

Но если мы не ставим откровенный барьер для таинства, мы получаем благодать, сокрытую в нём.