Авторитет Ветхозаветной Церкви и лицемерие фарисеев

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…» (От Матфея 23:3)

Тема лицемерия учителей закона, связанного с грехом духовной гордыни, является очень распространенной библейским мотивом. Иисус часто говорит об этом в Евангелиях. Так, например, в Евангелии от Матфея, главе 23, Он обличает лицемерие фарисеев следующими словами :


23:03: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…»  
23:05 : «все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди»; 
23:06 : «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах»;
23:23: «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру»;
23:25: «что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды», и т.д.

Означает ли этот стих ложность доктрины, которой придерживались фарисеи?

Отрывок от Матфея 23:1-3 иногда понимается так, будто бы  Христос сказал, что ученики должны подчиняться тому, что говорят книжники и фарисеи только тогда, когда они находятся в гармонии с учением Моисея. Однако, он просто сказал: "Книжники и фарисеи сидят на месте Моисея, поэтому делайте то, что они вам говорят " (Матфея 23:02 -3a). Разница огромна и важна. Одно понимание отрывка говорит, что фарисеи (с расширением по аналогии, церковные власти в настоящее время) имеют власть, и им нужно подчиняться (т.е. непогрешимость; власть "связывать и разрешать"). Другое понимание отрывка - что у них есть власть, только пока отдельные индивидуумы считают, что они учат Истине - что на самом деле это есть не что иное, как отсутствие власти, потому что ей так легко противостоять, в то время неповиновение объясняется очень «благочестивыми» (однако, не оправданными Библией) намерениями.

В священном Писании существуют другие примеры осуждения лицемерия людей, которое отличается от осуждения ложности доктрины. Например, Апостол Павел обличил Петра в лицемерии в Послании к Галатам. Апостол дает еще один пример упрека, в обсуждении иудеев:


"Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Римлянам 2:17-23).


Очевидно, что лицемерие - не лжеучение само по себе. Они знают, что правильно, но не делают этого. Они учат правильно, но не соблюдают то, чему они учат: так же, как Матфея 23 и случай с Петром и Павлом.

Павел дважды называет себя фарисеем, поэтому ни для Иисуса, ни для Павла, фарисеи не являлись полностью испорченными людьми. Они представляют собой группу с различными течениями (например, последователей Шамая и Гилеля): некоторые из которых развращены на практике и изобилует лицемерием, что звучит, конечно, точно как и для любой известной группы христиан сегодня. Грех в Церкви присутствует всегда: пшеница и плевелы растут вместе в Царстве Божием.