Католическое учение о Деве Марии. Краткий обзор.

Католическая вера относительно Девы Марии основана на том, во что Церковь верует относительно Христа. 
То, чему она учит относительно Марии, в свою очередь, освещает ее веру во Христа.


✠ Богоматерь

Вселенский Собор в Ефесе в 431 объявил Марию матерью Бога (по-гречески "Феодокос" - Богородица) в целях защиты учения о божественности Христа от нападок Несториан, еретической группы, которая возникла незадолго до этого. Названная в Евангелиях "Матерью Иисуса" (Ин 2,1; 19,25), Мария под действием Святого Духа прежде рождения Ее Сына возвеличена как "Матерь Господа Моего" (Лк. 1,43). Действительно, Тот, Кого она зачала как человека от Святого Духа и Кто воистину стал Ее Сыном по плоти, есть не кто иной, как Сын Отца предвечный, Бог во плоти  (Кол. 2:09 , Ин 1:1,14 ). Поэтому Мария является Богородицей. Но она в то же время является человеком, как и мы; и Католическая Церковь не поклоняется ей как богине. Она почитается в связи с непостижимой честью Того, Кто избрал ее для рождения и воспитания воплотившегося Бога.


✠ Без первородного греха зачатая

Чтобы быть Матерью Спасителя, Марии были "даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением". Католики считают, что Бог спас Марию особым образом, предотвращая ее от греха, из-за ее чрезвычайной роли и близости к Богу-Сыну и Святому Духу (Лк 1:35). Ангел обратился к Марии "Благодатная" или "Полная благодати" в Лк 1:28. Греческое слово, kecharitomene, означает "полностью, совершенно, на продолжительное время наделенная благодатью". На этом и других основаниях, католики считают, что Благодатная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха. Эта "сияющая и совершенно уникальная святость", которой Она "одарена с первого мига Своего зачатия", целиком дана ей Христом: Она "искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына". Более, чем какое бы то ни был сотворенное существо, Отец благословил Ее "во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф 1,3). Восточные отцы Церкви называют Богоматерь "Всесвятою" (Панагия), они почитают Её как "от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Духом Святым и созданной как новое творение" ("Новая Ева"). По благодати Божией, Мария осталась чиста от всякого личного греха на протяжении всей Своей жизни.


✠ Ковчег Завета, Храм, Скиния и Дева Мария


Чем ближе предмет находится к Богу, тем более он освящается (например , Исх. 3:5, Втор 23:14). Божье присутствие сообщает святость (1 Кор 3:13-17, 1 Ин 3:3-9). Еврейский первосвященник входил во "Святая Святых" в скинию или храм только один раз в год , под страхом смерти (Лев 16:2-4,13). Ковчег Завета был настолько свят лишь немногие могли прикоснуться к нему (Чис. 4:15, 2 Цар 6:2-7). Писание сопоставляет Деву Марию и Ковчег Завета (Лк 1:35 и Исход 40:34-8 / Лк 1:44 и 2 Цар 6:14-16 / Лк 1:43 и 2 Цар 6:09 ). Если просто неодушевленные предметы могут быть такой "святыней" из-за близости с Богом, сколько может быть еще таких людей как Дева Мария, которая носила в себе Христа? Протестанты часто испытывают трудности с этой концепцией из-за их неправильной точки зрения на концепцию оправдания как часто внешнюю "правовую", которая не обязательно приводит к фактической, объективной святости.


✠ Успение Марии

Успение Девы Марии - не произвольное допущение Церкви. Это заключение вытекает из учения о безгрешности Девы Марии. Поскольку результатом греха является смерть и телесное разложение (Пс. 16:10, Быт. 3:19), отсутствие греха предполагает телесное воскресение в момент смерти (то есть, Успение). Мария разделила победу своего Сына над грехом, смертью и дьяволом (Евр. 2:14-15), как и было предсказано в Быт. 3:15. В раннехристианской исто­рии Она именуется «первой из искупленных». Она была "первенцем" работы Христа над Своим народом, которая в конечном итоге положит конец смерти и приведет всех святых в к воскресению.

Это учение соответствует природе Девы Марии - так как она стала матерью Бога-Сына, а также образом и совершеннейшим воплощением искупленного человечества. Писание говорит о событиях, подобных Успению:
c Енохом (Быт. 5:24, ср. Евр. 11:05), Илией (2 Цв. 2:11), Ап. Павлом (2 Кор. 12:2,4), о так называемом "Вознесении" (1 Фес. 4:15-17), о поднявшихся святых после распятия Иисуса (Мф. 27:52-3). Догматически нелогично и неприемлемо утверждать, что это событие не могло произойти, поскольку о нём не говорится в Писании. Это было бы так же нелогично, как говорить, что Иисус не мог бы сделать других чудес, кроме тех, которые мы находим в Библии (см. Ин 20:30, 21:25). Если учение не отличается от многих других случаев в Писании, исходит из взаимосвязанных богословских понятий, поддерживается свидетельством ранней христианской традиции, оно не является ни "идолопоклонством", ни "небиблейским".


✠ Приснодевство Марии

Углубление веры в девственное материнство привело Церковь к исповеданию реальной и непрестанной девственности Марии даже в рождении Сына Божия вочеловечившегося. Действительно, рождение Христа "не нарушило Ее девственной целостности, но освятило ее". Церковная литургия чтит Марию как "Приснодеву" (Аиэпарфенос).

Все Учителя протестантизма (Лютер, Кальвин, Цвингли и т.д.) твердо верили в вечную девственность Марии, но некоторые протестанты утверждают, что Иисус имел братьев и сестер. Греческое слово «брат» "Adelphos", может иметь много значений в Писании: национальность (Деян. 3:17,22), ближнего (Мф 7:03 , 23:08), даже все человечество (Мф 25:40). На это иногда возражают, что в Писании упоминается о братьях и сестрах Иисуса. Церковь всегда считала, что тут речь идет не о других детях Девы Марии: и действительно, Иаков и Иосиф, "братья Его" (Мф 13,55), - это сыновья Марии, родственницы Марии и Иосифа, которая специфически обозначена как "другая Мария" (Мф 28,1). Речь идет о близких родственниках Христа, согласно терминологии, которую мы знаем по Ветхому Завету. Существуют также некоторые другие библейские аргументы. Никто не стремился опровергнуть учение о приснодевстве Марии до конца 4-го века, когда некто Гельвидий пытался безуспешно спорить об этом со Св. Иеронимом.

Мария - Дева потому, что Ее девственность есть знамение Ее веры, "чуждой всякому сомнению", и Ее безраздельной отдачи Себя воле Божией. Это Ее вера дает Ей стать Матерью Спасителя: "Блаженна Мария, и потому более, что приняла веру Христову, нежели потому, что зачала плоть Христову".


✠ Наша духовная мать и заступница

Иисус - единственный Сын Марии. Но духовное материнство Марии простирается на всех людей, которых Он пришел спасти: "Она родила Сына, Которого Бог сделал ,,первородным между многими братьями" (Рим 8,29), т.е. верующими, рождению и воспитанию которых Она помогает материнской любовью". Идея Марии как Матери верующих происходит наиболее непосредственно из Ин 19:26-7, где Иисус говорит Иоанну с креста «се, Матерь твоя». Мария также является Матерью и символом Церкви в Откр. 12:1,5,17. Католики верят, что они получат большую пользу от заступничества Марии из-за ее непорочности (Иак. 5:16). Поскольку Мария несравненно более живая и святая, чем мы, просьба о Её молитвах за нас (Отк. 5:08, 6:9-10) имеет хорошо обоснованный библейский духовный смысл.