Какую роль играет крещение в спасении, возрождении человека и прощении грехов?


Крещение нужно для прощения грехов, возрождения и спасения, и соединения со Христом и получения дара Святого Духа

Деян. 2:38: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа". 

Эти слова имели такое большое значение в ранней Церкви, что они были внесены в Никейский символ веры (381 г. н.э.): "исповедую единое крещение для прощения грехов". 

«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса (Деян. 22:16);

Эти слова были произнесены для ап. Павла, после его встречи со Христом, когда он уже искренне раскаялся и три дня находился в посте и молитве. Зачем Апостолу было «омывать грехи» в крещении, если бы ему уже они были прощены в покаянии?

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет 3:21)

Ключевые слова здесь «Крещение... спасает»

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16)

Можно сказать, что во второй половине стиха не сказано, что тот, кто не крещен, будут осужден, но тот, кто не верит. Однако, тот, кто не будет веровать, конечно, не будет и креститься. Первая часть стиха говорит о двух необходимых условиях для спасения – веры и крещения. 

Ин. 3:5. Христос говорит Никодиму: "истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". 
То есть, Иисус каким-то образом связывает воду и второе рождение. Почему именно вода? В том же Евангелии от Иоанна 1:32 Когда Иисус был крещен и вышел из воды, раздался голос с неба «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», и Дух Святой сошел на него в виде голубя. Конечно, крещение Иисуса было немного другое, чем наше крещение, поскольку Христос не нуждался в прощении грехов. Однако, здесь присутствуют 3 элемента – 1) Вода, 2) Святой Дух 3) Бог называет Его Сыном («рождение»). В Иоанна 3:22 – после окончания разговора с Никодимом «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил». Иоанна 4:1 – еще одно упоминание о крещении учеников Апостолами, которое естественно проистекает из учения Иисуса о Рождении свыше. Поэтому учение Иисуса Христа о рождение свыше от воды «окружено» контекстом крещения.

Этот стих, также много раз цитировался отцами Церкви в контексте крещения. Например, Августин Блаженный на этом основании писал, что крещение должно быть «одно», поскольку человек может родиться свыше только 1 раз. 

Тит. 3:5: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". 

1 Кор. 6:11: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". 

Под омовением ранние учителя Церкви здесь также понимали именно крещение понимали именно крещение. Св. Иоанн Златоуст, например, пишет: "Выходя из сей купели, (крещённый) становится не только чистым, но святым и праведным. Ибо Апостол сказал не только: омылись, но и освятились и оправдались (1 Кор. 6,11)".

Мы можем видеть параллель между Евангелием от Иоанна, 1 Коринфянам, Титом:
«Войдет в Царство Небесное» (Ин.) /«Он спас» (Тит.)/«Оправдались» (Кор.)
«Родится от воды» (Ин.) «Банею возрождения» (Тит.) «Омылись» (Кор.)
«родится... от Святого Духа» (Ин.) «обновления Святым Духом» (Тит.) «Духом Бога нашего» (Кор.)

То есть, в принципе, тут говорится об одном и том же, разными словами только. 

Еф. 5:25-26: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова". 

Основной составляющей бань в древности были купели. То есть, Христос освятил Церковь, очистив купелью водной: речь идёт о крещении. Уместно указать, что крещение издревле называлось в Церкви именно банею, банею водною и купелью.

Гал. 3:27: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". Не возможно спастись, не облекшись во Христа. Облекаясь во Христа, человек соединяется с Ним и становится единым с Его Телом - Церковью! 
Рим. 6:2-7: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха".

Слова "в обновлённой жизни" как раз таки указывают на новую, вторую жизнь, на возрождение. 
Итак, крестящийся очищается и освящается, будучи погруженным в Личность Бога Отца, в Личность Бога Сына и в Личность Бога Духа Святого; или другими словами, он омывается от своих грехов святостью Троицы, и, омывшись, - облекается в праведность Имени Триединого Бога.