Неверные интерпретации Книги Откровения Иоанна Богослова

Честертон писал: «Хотя святой Иоанн Богослов видел в своем видении много странных чудовищ, он не видел более дикого существа, чем один из его собственных комментаторов». Действительно, Книга Откровения, также известная как Апокалипсис, увлекательна и таинственна. Как чарующая женщина, книга привлекает поклонников всех мастей. Многие пытаются совершать диковинные подвиги интерпретации, чтобы привлечь к себе внимание. Они обычно приносят больше вреда, чем пользы, их лихорадочные объяснения отражают скорее их предубеждения и предположения, чем какое-либо истинное понимание.

Многие популярные комментаторы, одержимые Книгой Откровения, используют ее для поддержки как скрытых, так и явных антикатолических мнений. Фундаменталисты, мормоны и Свидетели Иеговы уже давно связывают знаменитую вавилонскую блудницу, «мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:5), с Католической Церковью. Некоторые также связывают церковь Фиатирскую (Откр. 2:18-25) с Католической Церковью, так как её члены якобы «любодействовуют» и «едят идоложертвенное.» (Откр.2:20). Вот три наиболее распространенных ложных утверждения, распространяемых от имени Иоанна Богослова.

«В Книге Откровения сказано, что конец света наступит при нашей жизни!»


Большинство фундаменталистов, некоторые евангелисты и даже некоторые католики считают, что Откровение отражает многие события, которые должны вскоре произойти, включая глобальный ядерный холокост и гибель большей части населения Земли. Для таких людей Апокалипсис — это космическая головоломка, требующая только правильного ключа, чтобы открыть её тёмные тайны.

Фундаменталист Хэл Линдси, прославившийся своими мега-продажами «Поздняя великая планета Земля” (Hal Lindsey “The Late Great Planet Earth”, писал в 1973 году, что книга Откровения содержит «ключ к тайне» конца света, тайне, которая «на протяжении восемнадцати веков... оставалась в значительной степени неисследованной» (There's A New World Coming, p. 21, p. 15). И все же эта книга давала пищу для предсказателей судьбы с тех самых пор, как была написана на острове Патмос. Одной из таких групп были монтанисты, еретическая секта, созданная самопровозглашенным пророком Монтаном в 170х гг. их чтение книги заставило их ожидать, что Христос вернется во Фригию в Малой Азии и положит основание Новому Иерусалиму (см. Откр.21:2).

В Богемии пятнадцатого века члены секты под названием табориты начали убивать тех, кого они считали грешниками, то есть почти всех, кто не присоединился к их движению. Они были убеждены, что такое насилие необходимо для достижения Второго Пришествия. В конце концов, в 1434 году, они были уничтожены в битве с гуситами. Подобные события и движения были распространены в Европе в течение четырнадцатого и пятнадцатого веков.

Начиная с конца 1960-х годов из американского фундаментализма хлынул поток так называемых “библейских пророчеств”. Сегодня самые продаваемые христианские романы всех времен — это «Оставленные» («Left Behind»), созданные и написанные в соавторстве с антикатолическим фундаменталистом Тимом Лахаем. Лахай признает, что эти книги представляют собой интерпретации книги Откровения, завернутые в оболочку фантастики: «Книга Откровения естественным образом является самой увлекательной книгой Библии, поскольку она дает подробное описание будущего» (Revelation Unveiled, стр. 9).

Попытки интерпретировать видение Иоанна в свете текущих событий привели к некоторым забавным предсказаниям. Скандально известная метка зверя (Откр.13:18) была связана с номерами кредитных карт и билетами в парк развлечений. Рональд Рейган, Саддам Хусейн и Михаил Горбачев были идентифицированы как Антихрист (термин, который не появляется в Апокалипсисе). Некоторые утверждают, что новый Иерусалим будет буквально представлять собой куб площадью в тысячу квадратных миль, парящий над землей, как НЛО. Эти интерпретации футуристичны — другими словами, они предполагают, что Книга Откровения изображает события, которые произойдут в нашей жизни. Почти все без исключения авторы этого подхода игнорируют исторический контекст сочинений Иоанна. Например, книга содержит сотни ссылок на ветхозаветные события и реалии, включая Завет Моисея, храмовое богослужение, литургические обряды и пророческие Писания Иезекииля и Даниила. Это не отрицает того, что Книга Откровения содержит материал о Конце Времен. Она просто не говорит об этом так, как изображено в книгах «Поздняя великая планета земля» и «Оставленные». Писание, а не «Нью Йорк Таймс» или CNN, является лучшим руководством к Апокалипсису.

«Христос будет царствовать на земле в течение тысячелетия!»


Двадцатая глава Книги Откровения является жизненно важным отрывком для тех, кто интерпретирует книгу футуристически. Она содержит единственное описание тысячелетия (милениум — латинское название тысячи лет) в Новом Завете. Является ли это отсылкой к буквальному тысячелетнему периоду? Если да, то будет ли это время состоять из будущего земного царствования Христа? Или же этот отрывок относится метафорически к другому периоду времени, например к нынешнему церковному периоду?

Споры по этому поводу существовали даже в ранней Церкви. Когда во втором веке Отца Церкви Иустина мученика спросили, верит ли он в то, что в будущем наступит земное тысячелетнее царствование Христа, он сказал: «я и многие другие придерживаемся этого мнения и [верят], что таковое произойдет». В то же время он признавал, что «многие, принадлежащие к чистой и благочестивой вере и являющиеся истинными христианами, думают иначе” (Диалог с Трифоном, 70).

Величайшим противником раннехристианского милленаризма был Августин Гиппонский (354-450). В «Граде Божьем» (The City of God) он отверг милленаризм и предложил взгляд на историю, в значительной степени свободный от спекуляций о Конце Времен. На протяжении всего времени и истории, учил Августин, Град Божий (The City of God) и Град человеческий (the City of Man) постоянно находились в напряжении друг с другом. В конце времен, на Страшном Суде, жители этих двух городов будут окончательно отделены - овцы от козлов (МФ. 25:32-46). Августин видел, что Бог управляет временем и историей, упорядочивая события согласно Своей Воле. Хотя Католическая Церковь никогда официально не одобряла интерпретацию Августина, большинство католиков приняли её как разумный вывод.

Но некоторые были недовольны. Иоахим Фьорский (ок. 1135-1202), цистерцианский аббат, отошел от учения Августина в своем изложении Апокалипсиса, влиятельного толкования Книги Откровения. Иоаким разделил историю на три эпохи, каждая из которых соответствовала одному из Божественных Лиц Троицы. Век отца был Ветхим Заветом, век сына - Новым Заветом, а приближающийся век Святого Духа должен был стать временем тысячелетнего блаженства. Иоахим рассчитал, что переход от второго века к третьему произойдет между 1200 и 1260 годами. Он пришел к этим датам, интерпретируя книгу Откровения гиперлитературно, предвосхищая интерпретационные методы британских и американских милленаристов в 1800-х годах.

Проблема с такой интерпретацией Откровения в том, что Писание нигде не говорит о том, что мир будет переживать период полной (или относительно полной) христианизации перед Вторым пришествием. Существует множество отрывков, которые говорят о времени между Первым и Вторым пришествием, как о времени великой скорби христиан и борьбой с христианством. Одним из них является притча о пшенице и плевелах (Матф. 13:24-30, 36-43). В этой притче Христос объявляет, что праведные и нечестивые будут посажены и будут расти рядом друг с другом на Божьем поле («поле есть мир» Матф. 13:38) до конца света, когда они будут разделены, осуждены и либо брошены в огонь ада, либо наследуют Царство Божье (Матф. 13:41-43). Нет никаких библейских свидетельств того, что мир в конце концов станет полностью (или даже почти полностью) христианским, но наоборот, до окончательного суда всегда будут и праведные и нечестивые.


«Вавилонская блудница - это Католическая Церковь»


Мартин Лютер, Иоанн Кальвин и другие лидеры Реформации приняли Августинскую точку зрения Конца Времен, но с одним явным отличием: они отождествляли папство с антихристом, а Католическую Церковь с вавилонской блудницей. Турки, рассматриваемые как Антихрист более ранними поколениями, были отождествляны ими с Гогом и Магогом, упомянутыми в Откровении 20:7.

Лютер и последующие протестанты интерпретировали Книгу Откровения, используя исторический метод, который предполагает попытку сопоставить различные элементы книги с событиям Церковной истории. Историцистская точка зрения восходит примерно к 1000 году (наиболее важным из ранних историцистов был Иоахим из Фиоре). Большинство протестантских лидеров приняли этот подход в течение двух столетий после Реформации. Неизменной чертой протестантского историцизма является вера в то, что папство — это Антихрист. Современные приверженцы этого метода толкования включают Адвентистов Седьмого Дня, чья теологическая система во многом зависит от приравнивания Католической Церкви к Вавилонской блуднице.

Недавней Фундаменталистской полемикой, отождествляющей Католическую Церковь с Вавилонской блудницей, является книга Дэйва Ханта «Женщина, сидящая на звере: Римско-католическая церковь и последние дни» («A Woman Rides the Beast: The Roman Catholic Church and the Last Days») (1994). Название книги основано на Откровении 17:7, где говорится о «тайне жены сей и зверя». Хант пишет: «Возрождение римской религии, несомненно, будет смесью христианства и язычества, как это произошло при Константине и продолжалось впоследствии. Эта извращенная и языческая форма христианства со временем стала называться Римским Католицизмом» (с. 39). Примечательная своей научной небрежностью, неправильным использованием исторической информации и неприятным тоном, книга Ханта олицетворяет нападки антикатолицизма, которое все еще сильно сегодня, подпитываемое отрывками из Книги Откровения.

Фундаменталисты, такие как Хант, утверждают, что поскольку Рим построен на семи холмах, то Католическая Церковь — это женщина, которая является городом, сидящей на «семи головах, суть которых семь гор» (Откр.17:9), другими словами, Ватикан. Однако Ватикан не стоит ни на одном из знаменитых семи холмов Рима, как заметил Джеймс Акин: «Ватикан построен не на семи холмах, а только на одном: Ватиканском холме, который не является одним из семи, на которых был построен Древний Рим. Эти холмы находятся на восточном берегу реки Тибр, а Ватиканский холм — на западном» (Hunting the Whore of Babylon, This Rock, сентябрь-октябрь 1994 года). Более того, Древний Рим — языческий, антихристианский и идолопоклоннический — вписывается в контекст первого века, в котором Иоанн и написал Апокалипсис. Навязывание своей ненависти к Католической Церкви, основываясь на отрывках Священного Писания говорит гораздо больше о комментаторе, чем о самом тексте.