Что Книга Апокалипсис говорит о Святой Мессе?

Рассказывает Скотт Хан, известный американский писатель и апологет, бывший пресвитерианский пастор.
Мое самое яркое воспоминание о первой Мессе, которую я посетил, — это тот впечатляющий момент в обряде Причастия, когда люди говорят: «Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас». «Агнец Божий... Агнец Божий». Затем все преклонили колени, и священник поднял хостию и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца» — «Агнец Божий» сказано четыре раза менее чем за минуту.

Я сидел на задней скамье просто как наблюдатель. Но внезапно я понял, где нахожусь: в Книге Откровения, где Иисус назван Агнцем Божьим не менее 28 раз в 22 главах. Он назван «Агнцем» только в одной другой книге во всем Новом Завете: Евангелии от Иоанна, и там только дважды. Но в Апокалипсисе — это его главный титул, больший, чем все остальные титулы, Господь господствующих, Царь царей, Альфа и Омега и все остальные. Он — Агнец Божий.

На следующий день я снова пришел на мессу. Я взял с собой блокнот, карандаш и Библию. На этот раз я открыл Откровение, и я увидел то, чего ранее никогда не замечал. Я увидел связь в этих литургических действиях. Не одну или две. Даже не восемь или десять. Я составил список из 30 элементов: воскресное богослужение (1:10), священники в белых одеждах (4:4), алтарь (Откр. 8:3), собрание людей, воспевающее «Свят, Свят, Свят» (4:8), Аллилуйя (19:1,3,6), Аминь (3:14), золотые чаши (гл. 16), свечи (1:12), ладан (5:8), манна (2:17), Книга (гл. 2-3), Слава в вышних Богу (15:3-4), Крестное Знамение (14:1), Ангелы (12:7-9) и молитвы святых (6:9, 12:1-6). Я даже не знал, на чем сфокусироваться – на действиях на страницах Апокалипсиса или на действиях у алтаря. Примерно через 15-20 минут этой мессы я вдруг понял, что это одно и то же действие. То, что я читал на её страницах, было именно тем, что происходило там у алтаря.

По возвращении домой я с новой силой погрузился в изучение литургии ранней Церкви и того, о чем писали её епископы и богословы первых веков. И я открыл для себя, что здесь нет никакого открытия — я заново изобретал велосипед. На самом деле, для большинства ранних Христиан это было данностью: Книга Откровения была непостижима для всех, кто не имел доступа к литургии. И так, я находил литургические образы в каждой отдельной главе Книги Откровения. Я находил элементы Апокалипсиса в каждом отдельном моменте мессы. И вот, я смотрю на эти писания Отцов Церкви, и я смотрю на книгу Откровения, и я возвращаюсь на мессу день за днем, не говоря об этом ни одной душе, даже моей жене.

Мне стало ясно, что две вещи были безошибочно правдивы. С одной стороны, небесная литургия — это золотая нить, которая скрепляет все апокалиптические жемчужины в Откровении Иоанна, начиная с первой главы, где Иисус появляется в белом одеянии и золотом поясе. Это то, что носил первосвященник в Иерусалимском храме. Он стоит там среди семи золотых светильников — это храмовая менора. Когда вы переходите ко второй главе, вы слышите «Покайтесь... покайтесь...» восемь раз, точно так же, как я слышал обряд покаяния в начале мессы. Восемь раз в семи письмах к семи церквам вы слышите это вместе с обещанием, что если вы действительно покаетесь, вы победите и вас ждет манна небесная.

А затем, ближе к концу послания, приходят слова, которые столько раз можно услышать от Билли Грэма: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр.3:20). Билли Грэм всегда останавливался именно там. Я войду — куда, в твое сердце? Если вы продолжаете читать, вы видите, что Иисус говорит: «…и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Так о каком ужине он говорит? Христос говорит о Тайной вечере (Евхаристии).

Во время мессы мы действительно видим на земле то, что происходит в небесной литургии, описанной Иоанном в Откровении. И тогда, на страницах Книги Откровения, можно понять, насколько значимо жертвенное поклонение Церкви на земле и насколько оно меняет мир. Мы находимся рядом с ангелами и святыми, поём одни и те же песни, возносим одни и те же молитвы и наблюдаем, как Бог вступает в историю и решительно вмешивается, чтобы освободить Свой народ, или совершить суд, или сделать все необходимое для установления царства Иисуса Христа.

(Подробнее об этом - в его книге The Lamb's Supper: The Mass as Heaven on Earth)


Параллели между Откровением и Мессой:

Откр. 1:6, 20:6 — небесное установление священства верующих — то же самое, что установление Церкви на земле.
Откр. 1:12, 2:5 - на небесах есть светильники или Меноры. Они всегда использовались в Святой Мессе Церкви на земле.
Откр. 2:17 — Манна небесная, данная верующим. Это то же самое, что евхаристическая Манна, данная верующим во время Святой Мессы на земле.
Откр. 4:8 — небесное литургическое пение “Свят, Свят, Свят " - то же самое, что используется в литургии Церкви на земле.
Откр. 5:8, 6:9-11, 8:3-4 — небесный акцент на заступничестве святых такой же, как и на Святой Мессе на земле.
Откр. 5:8, 8:3-4 — на небе есть ладан, который всегда был частью Литургии Церкви на земле.
Откр. 6:9 — мученики, видимые под небесным алтарем, подобны церковной традиции хранения мощей святых под земными алтарями.
Откр. 8:3, 11:1, 14:18, 16:7 — на небесах есть алтарь. Но никакой алтарь не нужен, если только жертва не приносится на небесах. Это та же самая жертва, которая приносится на алтарях, используемых в литургии Церкви по всей земле.
Откр. 4:4, 5:14; 11:16, 14:3, 19:4 — на небесах есть священники (“пресвитеры"). Священники приносят жертвы. Наши земные священники участвуют вместе с небесными священниками в принесении вечной жертвы Иисуса во время Святой Мессы на земле.
Откр. 8:1 — безмолвное созерцание на небесах подобно нашему безмолвному созерцанию в Святой Мессе на земле.
Откр. 12: 1-6, 13-17 — небесный акцент на Пресвятой Деве Марии такой же, как и в Святой Мессе на земле.
Откр. 14: 4 — на небесах есть посвященные, давшие обеты, как и католические священни и монашествующие на земле.
Откр. 15:5 — на небесах есть дарохранительница. Ее используют для хранения Евхаристии во время Святой Мессы на земле.
Откр. 15:7, 16:1-4,8,10,12,17; 21:9 — в небесной литургии есть чаши. Эти чаши похожи на чаши, используемые для принесения жертвы Христа во время Святой Мессы на земле. Ангелам назначено выливать чаши над землей. Одна приносит язвы грешникам, поклоняющимся зверю. Другая превращает море в кровь. Третья выливается на солнце, вызывая некую космическую цепную реакцию, приводящую к тому, что на землю осыпается палящее пламя. Можно задаться вопросом, как это может быть связано с евхаристическим вином? То, что в Откровении изображено, как суд, на литургии становятся «даром благодати». Это не такая уж и странная вещь, как может показаться на первый взгляд. Подумайте о переправе через Чермное море, которая была моментом избавления Израильтян, но в то же время и разрушением для Египтян. И в другом месте Писания: Великий потоп Бытия, уничтоживший человечество, был также моментом возрождения для человеческого рода. Оба события рассматриваются как образ крещения, через которое мы получаем дар благодати и возрождеаемся к новой жизни. В евхаристическом контексте апостол Павел также объясняет, как вкушение хлеба и вина может стать судом для тех, кто не различает в них Тела Христова (1-е Коринфянам 11:29).
Откр. 19:9 – воплощение и преломление Агнца на Его небесной брачной вечере — это то же самое, что вечеря Агнца в Святой Мессе на земле.
Откр. 7:9; 14:6 — вселенскость Божьей семьи является сущностью католической веры на земле.