Если Евхаристия – всего лишь ужин, то смерть Христа - всего лишь римская казнь.

Представьте себя на месте верного иудея, наученного в Законе Моисея, и присутствующего на Голгофе, наблюдающего, как Иисус умирает на кресте. Могли бы вы в этот момент подумать, что вы являетесь свидетелем жертвоприношения? Ведь для иудея того времени подлинное жертвоприношение должно было совераться в городе Иерусалиме, в Иерусалимском храме, на алтаре, руками священника. В то время как Иисус умер за воротами Иерусалима, вдали от храма, не на алтаре, а на римском кресте. Чем тогда было распятие Христа в глазах иудея первого столетия? Это было не жертвоприношением, а римской казнью, жестоким и несправедливым актом насилия. Как же могло произойти, что обычная римская казнь вдруг стала восприниматься как святая жертва, и не просто святая жертва, но наивысшая и самая совершенная жертва всех времен? Единственное, что могло открыть апостолам глаза на крест Христа как на Жертвоприношение, это событие, произошедшее в горнице с Иисусом и Его учениками во время Тайной Вечери. 

С одной стороны Тайная Вечеря представляла собой обычную Иудейскую Пасху, приготовленную Апостолами по всем иудейским традициям. Но с другой стороны, Тайная Вечеря очень сильно отличалась от неё, так как в горнице происходило нечто большее: Иисус преобразовал Иудейскую Пасху в Пасху Нового Завета. Эти изменения были очень поразительными для любого иудея, который там присутствовал.

Во-первых, если мы рассмотрим слова Христа, то Иисус нигде не упоминает пасхального Агнца, который был на столе. Во вторых, Иисус говорит о Его крови, которая проливается для прощения грехов:

«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (от Марка 26:28) 

Любой иудей знал, что единственным человеком, который мог пролить кровь жертвы, является священник, как описано в книге Левит 4:7, где говорится, что священник должен вылить кровь «к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания»

Но также поражает то, что, говоря о пролитии своей крови, Иисус употребляет настоящее продолженное время «изливаемая». В греческом языке, когда настоящее продолженное время используется вместе с глаголом изъявительного наклонения настоящего времени («сие есть кровь моя, за многих излеваемая») то обозначаемым временем является не ближайшее или отдаленное будущее, а настоящее.

То же самое мы можем наблюдать в евангелии  от Луки 22:20:
«Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
И в Евангелии от Марка в 14 главе 24 стихе: 
«Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». 
Настоящее продолженное время также употребляется и по отношению к телу Христову:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается» (От Луки 22:19)
Предание тела означает жертву. 

Таким образом, Иисус здесь предстаёт священником, проливающим кровь Жертвы, и самой Жертвой, Кровь которой проливается и тело которой вкушается, Он является приносящим и приносимым.  

Затем Иисус говорит: «Сие творите в моё воспоминание» - на греческом языке это утверждение гласит: «του̃το ποιει̃τε εἰς τὴν ἐμὴν ἀνάμνησιν». Есть два аспекта этой фразы, которые заслуживают рассмотрения. Греческое слово, переведённое как «творите» (ποιει̃τε) - употребляется в Ветхом Завете (Септуагинте) в контексте жертвоприношений и означает, совершать, приносить жертву. Это слово используется в Писании в связи с жертвоприношениями более семидесяти раз, например, в таких отрывках как: 
Левит 9:7: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ.
Или как в псалме 65:15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. 
Иисус повелевает апостолам совершать Евхаристию, таким образом, делая их священниками Нового Завета, а саму Евхаристию — жертвой.

Второй ключевой аспект этой фразы - использование нашим Господом слова ἀνάμνησιν— «воспоминание». С одной стороны, в Ветхом Завете существовали жертвы памяти. В Ветхом Завете слово анамнез часто употребляется в контексте жертвоприношений. Например:

«И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш” (Числа 10:10). 

Но в большей степени это слово напоминает нам о сути Ветхозаветной Пасхи, описанной в Книге Исход  12:24-27:
«Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «Что это за служение?» Скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил».
Как можем увидеть из этого отрывка целью Ветхозаветной Пасхи было духовное возвращение к той самой ночи исхода из Египта, когда Господь освободил Израильтян из рабства. Но даже в Ветхом Завете Пасха не была обычным воспоминанием – она всегда была жертвоприношением. Если не верите, спросите агнца. И жертва агнца достигает своей высшей точки в причастии к жертве – ужине — который известен нам как пасхальная трапеза. 

В ту ночь ученики не понимали, что Иисус говорил или делал, и то, явлется ли это каким-то новым ритуалом или частью какой-то неведомой им реальности. Но только в страстную пятницу они поняли, что Иисус имел в виду: он не просто добавлял какой-то новый ритуал или новые слова. Когда Он сказал "Сие есть тело Мое, которое за Вас предается", Он действительно предал Тело Свое и пролил Свою кровь за них. Он сделал то, что Он сказал. Пасхальная трапеза - ключ к этому пониманию. Если Евхаристия, установленная Христом в Великий Четверг – это простой ужин, то Его смерть на кресте в страстную пятницу – это всего лишь римская казнь. Но если - и только если - Установленная Христом Святая Евхаристия является Пасхальным Жертвоприношением Нового Завета, то то, что было установлено в Четверг, было исполнено в пятницу - Он не потерял бы свою жизнь в пятницу, если уже не принес её в добровольную жертву за нас в четверг – Он не был жертвой насилия римских солдат – он был жертвой божественной любви, делая Cвою жизнь даром еще прежде чем Его взяли и повели на крест.

Евхаристия, которую установил Иисус в Великий Четверг не только объясняет события страстной пятницы, но также по-настоящему проливает свет на важность Его воскресения. Потому что если Евхаристия — то, что трансформировало римскую казнь в святую жертву, то Воскресение Христа — это то, что трансформирует эту Жертву в Таинство, которое мы можем совершать. Поскольку воскресение Его тела — это то, что делает его не только способным восстать из мертвых и вернуться к нам живым, это гораздо больше: Воскресение  это явление во славе Его святой Человечности. Его святая человечность сейчас является обожествленной и обожествляющей. Это то, к чему мы можем причаститься — это то, что делает его прославленное тело «съедобным» для нас. Синоптические евангелия указывают на воскресенье, как на день недели, в который Иисус воскрес, но также на день недели, когда они узнали Иисуса в преломлении хлеба. Как пишет Лука в 24 главе своего Евангелия, их сердца горели, когда он объяснял им евангелия, но глаза их открылись и они узнали Его, когда он преломил хлеб.

Это объясняет, почему первые христиане «постоянно пребывали в преломлении хлеба», и как описывает книга Деяний 2:46, совершли Евхаристию каждый день. Это также объясняет, почему святые Отцы рассматривали Литургию как жертвоприношение. А также почему язычники обвиняли Христиан в канибализме. Первые Христиане имели это понимание, потому что если Евхаристия — это новая Пасха, это значит, что Жертва Христа не заканчивается тем, что Христос пролил свою кровь и умер за нас. Теперь настала наша очередь участвовать в ней. Как и в Ветхом завете, так и в Новом — если мы хотим вступить в завет с Богом, закрепить свой завет с Богом, обновить свой завет с Богом — нам нужно есть Агнца. Мы не можем просто есть символ Агнца, мы не можем просто помнить об Агнце, мы должны есть его. Поскольку Пасха не заканчивается смертью Агнца, но достигает своей полноты, когда люди, за которых этот Агнец был принесён в жертву, вкушают его плоть. Это звучит знакомо - «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Евангелие от Иоанна 6:54).

Как апостол Павел говорит в 5 главе 1 послания Коринфянам: 
«Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать с опресноками чистоты и истины».
Наш пасхальный Ангец — Евхаристия, наш праздник — Святая Месса.