Порядок творения мира в книге Бытия

Почему в первой главе книги Бытия растения появились раньше звёзд, солнца и луны, а птицы - одновременно с рыбами и раньше сухопутных животных?

Прежде всего, Бытие не стоит понимать:

1) абсолютно буквально во всех отношениях, и
2) хронологически

Папа Пий XII предупреждает нас, что «буквальный смысл отрывка не всегда очевиден в речах и писаниях древних авторов Востока, как это происходит в произведениях нашего времени. То, что они хотели выразить, определяется не только правилами грамматики и филологии, не только контекстом; интерпретатор должен как бы полностью вернуться в те далекие века Востока и с помощью истории, археологии, этнологии и других наук точно определить, какие, так сказать, способы написания авторов этого древнего периода, скорее всего, могли использовать, и на самом деле использовали. Поскольку древние народы Востока, чтобы выразить свои идеи, не всегда использовали те формы или виды речи, которые мы используем сегодня; а скорее те, которые используются людьми того времени и места. Что именно они описывали, комментатор не может определить заранее, но только после тщательного изучения древней литературы Востока » (Divino Afflante Spiritu 35–36).

Почти все серьезные библейские комментаторы придерживались мнения, что природа книги Бытия имеет сильные поэтические элементы, в то же время сохраняя фактические исторические события. 


Что касается хронологии, то в книге Жака Доукхана «Иврит для теологов: Учебник для изучения библейского иврита в контексте еврейского мышления» [1], автор отмечает, что у евреев «содержание времени преобладает над хронологией. События, далекие во времени, могут, если их содержание схоже, рассматриваться как одновременные» (стр. 206)


Аналогичным образом Торлейф Боман в своей книге «Еврейская мысль по сравнению с греческой» [2] посвящает 61 страницу теме «Время и пространство». Он отметил, что для евреев «время определяется по своему содержанию и поскольку свет является авторитетным и решающим, свет назывался днем, а тьма - ночью - еще до создания небесных светил (Быт. 1.5)» (стр. 131)

Боман анализирует также, как греки и евреи по-разному размышляли о планетах и ​​звездах:

«Поэтому греки сначала рассматривают форму небесных тел; они наблюдают, где они находятся на небесах, и таким образом они (и другие индоевропейцы) определяют время... Евреи называют небесные тела лампами, me'oroth (Быт. 1.14 и далее) или огнями, orim (Пс. 136.7); оба названия относятся к их функции. Лампы и фонари помогают нам видеть; они освещают и греют». (стр. 131)


Боман отмечает, что Платон в своем диалоге «Тимей» рассказывает о сотворении мира, который также не является хронологическим, как в Бытии 1 и 2, и даже даёт два разных описания с разными акцентами, как и в Бытии:


«Хронология и последовательность акта творения не играют никакой роли в Тимее. Таким образом, он считает себя вынужденным сообщить о создании небесных тел перед мировой душой, хотя он знает, что эта последовательность совершенно неверна, и позже он начинает заново описывать происхождение мира, чтобы иметь возможность выразить новые идеи». (стр. 175)


Поскольку в древней литературе было принято упорядочивать исторический материал по теме, а не в строгом хронологическом порядке, это приводит нас к мысли, что в 1 главе книги Бытия дано не хронологическое, а тематическое описание сотворения мира. 


Так, описание указывает на то, что во время создания мира у него было две проблемы - он был «безвидным» (бесформенным) и «пустым» (1:2). 

В первые три дня творения Бог решает проблему бесформенности, структурируя и разделяя различные аспекты окружающей среды. В первый день он отделяет день от ночи; на второй день он отделяет воды внизу (океаны) от вод выше (облака), а небо между ними; и на третий день он отделяет воды внизу друг от друга, создавая сушу. Таким образом, миру была дана форма.

Но она все еще пуста, поэтому во вторые три дня Бог решает проблему пустоты в мире, предоставляя обитателей каждому из трех царств, которые он заказал в предыдущие три дня. Таким образом, решив проблемы бесформенности и пустоты, задачи, которые он перед собой поставил, работа Бога завершена, и Он отдыхает на седьмой день.


Однако, книга Бытия описывает реальный Божий труд по созданию мира. Невозможно отклонить события Бытия 1 как простую легенду. Это рассказ о реальной истории, даже если все события описываются в стиле исторического письма, которое современные западные люди обычно не используют.

Источники:

[2]  Hebrew Thought Compared with Greek. WW Norton & Company, 1960