Литургия как Жертвоприношение в свете послания к Евреям: соотношение Креста, Мессы и Первосвященства Христа

Идея Святого Жертвоприношения Мессы впала в немилость в современном мире по разным причинам. В протестантских кругах понятие о том, что Литургия может быть жертвоприношением, часто рассматривается как узурпация жертвы Христа на кресте, будто бы одно противоречит другому. 

Кальвин отвергает жертвенный характер Мессы следующими словами:
«Ибо как сможем мы примирить две вещи: что Иисус Христос, умирая, вознес Жертву Своему Отцу, которой Он раз и навсегда приобрел прощение и умилостивление за наши грехи — и что каждый день важно приносить жертву, чтобы достичь того, чего искать мы должны только в Его смерти?» (Short Tretise on the Supper of our Lord, 35)
Самый цитируемый стих из Библии в данном контексте – Евреям 9:25-26:
«… и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею»
Критики католицизма утверждают, что Месса «приносит в жертву Иисуса снова и снова», тогда как Писание говорит, что жертва была принесена «однажды». В действительности, однако, Месса не приносит в жертву Христа снова и снова, но является участием в одной единственно существующей Жертве всех времен и народов, принесенной за грехи этого мира: Голгофской Жертве Христа.

Церковь прекрасно понимает, что Христос воскрес и не может снова быть распятым. Он находится на небесах одесную Отца и ни один Папа не имеет таких длинных рук, чтобы дотянуться до Него, даже если бы он был достаточно глуп, чтобы подумать, что способен сдернуть Его с небесного трона и снова распять. Вот почему католические священники молятся: 
«И мы, Господи, рабы Твои, и народ Твой святой, вспоминая благословенное страдание Христа, Сына Твоего, Господа нашего, и от преисподних воскресение Его, и на небеса славное вознесение, преславному величию Твоему приносим от Твоих даров и даяний Жертву чистую, Жертву святую, Жертву непорочную...».
Так что же означает этот жертвенный язык, примененный к Литургии? Тридентский собор учит нас:
«Это одна и та же Жертва; Тот, Кто приносит Жертву сейчас через служение священников, это Тот же, Кто Сам принес Себя в Жертву на Кресте, только образ принесения другой».
Апостол Павел использует тот же язык участия, а не повторного принесения жертвы, когда он говорит о Евхаристии:
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который мы преломляем, разве это не есть участие в теле Христовом?» (1-е Коринфянам 10:16)
Поскольку это реальное участие – жертва тоже реальная, ведь Христос является нашим Пасхальным жертвоприношением. Но участие – это не повторение. Христос, Который присутствует на алтаре под видом хлеба и вина – это тот же Христос, Который умер на кресте две тысячи лет назад. Жертва, на которой мы присутствуем — одна единвственная Жертва, принесенная на Голгофе. И новая жизнь, которую мы получаем от Того, Кто на самом деле присутствует в Евхаристии, является жизнью Воскресения, которую Он принес с собой.

Чтобы лучше понять, что на самом деле говорится в отрывке послания Евреям 9:25-26 и как этот отрывок соотносится с понятием Жертвоприношения Мессы рассмотрим его в контексте всего послания и библейских отрывков, связанных с этой темой.  

Эгзегетика послания к Евреям и связанных с ним отрывков.

1. Основная тема послания к Евреям — предостережение против отступничества.


Основной образ послания Евреям — путешествие народа Божьего в землю обетованную сквозь пустыню. Путешествие народа Израилева является прообразом странствующей Церкви на земле — нам необходимо быть верными, чтобы достичь Царства Небесного. 

Послание к Евреям предупреждает против отпадения от веры настолько часто, что это предупреждение охватывает 51% его содержания. Вот некоторые отрывки, говорящие об этом:
3:1,6 «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа… а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца».
3:12-14 «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца...»
4:1 «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
4:11-13 «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».
4:14 «Итак, ... будем твердо держаться исповедания нашего»
6:4-6 «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».
6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования»
10:26-27 «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»
10:35-38 «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя»
12:1-3 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими»
12:14-15 «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие...»
12:25,29 «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий».  
В главе 10:26-27 говорится, что если христиан, получивший познание истины, начинает произвольно грешить, то не остается больше жертвы за грех, но только ожидание суда.  Далее в 10:28 грешник Нового Завета сравнивается с грешником Ветхого Завета, говоря о том, что отвергнувший Закон Моисея без милосердия наказывался смертью. Ссылка на смерть касается закона побития камнями тех, кто совершает убийство или прелюбодеяние (Втор. 17-22). 

Важно также заметить, что отрывки, предшествующие этому (10:32-34) не говорят о «поверхностных» христианах, которые, как Иисус описывает их в Евангелии от Луки 8:13, временами веруют, а затем когда наступает первое искушение, отпадают от веры. Эти люди были «просвещены» (ср. 6:4), «выдержали великий подвиг страданий», «среди поношений и скорбей служили зрелищем для других», «принимали участие в других», «узам сострадали», «расхищение имения своего приняли с радостью». Это закаленные верующие, которые прошли через многие искушения, однако, они получают то же увещание против отпадения, как и новообращенные. 


2. Другая тема послания Евреям — умилостивительное заступничество Христа


Если кто-то из народа Божьего борется с грехом и чувствует, что может отпасть от веры, послание Евреям указывает на Иисуса Христа — нашего вечного Первосвященника, который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Как Он ходатайствует за нас? Прощая наши грехи, восстанавливая Божью благодать в нас. Простая и в то же время проникновенная идея послания Евреям - «Не cдавайтесь! Господь — наш заступник!»
 «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр. 7:21-22).

Христова Жертва Нового Завета превосходит ветхозаветные жертвоприношения — однажды умерев, Он уже не имеет нужды снова сходить с небес и умирать за нас и восходить в небесное святилище, чтобы его Жертва была еффективной (Евр. 7:27-28; 10:11-14).  

Завет со Христом предполагает личные взаимоотношения сторон, а не просто контракт между ними. Поэтому Бог требует от нас веры, чтобы сохранить завет в силе (Римлянам 3:28—4:8). Завет нуждается в том, чтобы обе стороны были верны ему по добродетели личностной целостности и чистоты, а не потому что подписали контракт, который обязаны соблюдать. Господь не может обманывать и нарушить Своего слова — поэтому Он не может нарушить завета (Евр. 6:13-18), мы же, с другой стороны, должны бороться с грехом, чтобы сохранить нашу часть завета и Он ждет от нас этого, даже если нам сложно. Послание Евреям учит нас: Христос ходатайствует за нас, помогая нам сохранить нашу сторону завета. В свете этого, Послание Евреям учит нас: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Если бы оправдание было просто контрактом между Богом и человеком (как, например, современное завещание), мы не нуждались бы в продолжающемся заступничестве Христа, чтобы совершить наше спасение. Поэтому, оппоненты Католической Церкви осуждают католический акцент на заступничестве Христа  ведь они верят, что оправдание — это только акт, в котором Христос, раз и навсегда, заплатил по закону за наш грех. Однако, те же самые люди, не могут объяснить, почему для оправдания нужна вера, как личностная добродетель, находящаяся за рамками закона и времени. А также, нет объяснений тому, почему послание Евреям неоднократно предупреждает христиан не отпасть от веры, вместо того, чтобы утверждать, что те, кто от неё отпал, никогда не были оправданы по закону. 

В контрасте с многими протестантскими верованиями, Новый Завет ясно говорит о том, что если мы не храним личностные требования Завета (например, веру и любовь), мы совершаем грех и будем судимы как «преступники закона» (Иак. 2:8-11). Завещание требует нашей верности завету, мы можем потерять наше наследство, если этой верности в нас не будет (1 Коринфянам 6:9-10, Галатам 5:21, Ефесянам 5:5). 


3. Жертва Христа на небесах (Евреям 9:32)


Сущность ходатайства Христова за наши грехи описана в таких отрывках как Евреям 9:22-24
«Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие…»

Каким-то образом, Жертва Христа, Его пролитая Кровь появляется в небесном святилище, при этом, находится там в настоящий момент времени, «ныне». В данном отрывке говорится о множественном числе «жертвоприношений», несмотря на то, что текст тут же говорит об особой жертве (Евреям 9:26: «иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею»). Поскольку в отрывке 22-24 утверждается, что эти «жертвы» включают «пролитие крови» и происходят в «самом небе», где Христос «предстал ныне за нас пред лице Божие», скорее всего, смысл в том, что единственная жертва стиха 26 в настоящее время приносится за нас на небесах. Так как служение Христа происходит по образцу священства Мелхиседека, который принёс хлеб и вино (Бытие 14:18), что является образом Евхаристии.

Иоанн Златоуст пишет: «Мы постоянно приносим одного и того же Агнца, а не одного сегодня, другого завтра, но всегда одного и того же. Таким образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный, и там полный, одно тело Его. И как приносимый во многих местах Он — Одно тело, а не много тел, так и жертва одна. Он наш Первосвященник, принесший жертву, очищающую нас; её приносим и мы теперь, тогда принесённую, но не оскудевающую» (Толкование на послание Евреям, гл. 17). 

В свете тесной связи между крестом, мессой и вечным приношением небесной жертвы, Иоанн Златоуст пишет: «Если, говорит, Он — священник, как и действительно, то Ему следовало быть в другом месте; будучи на земле, Он не был бы священником. Почему? Он не приносил жертв, не священнодействовал... Что называет он здесь небесным? Духовное; оно хотя совершается на земле, но достойно небес. Когда Господь наш Иисус Христос предлежит закланным (агнцем), когда нисходит Дух, когда сидящий одесную Отца присутствует здесь, когда (верующие) посредством купели делаются сынами и гражданами небесными, когда мы находим там свое отечество, град и гражданство, когда для здешнего становимся чуждыми, то всё это не есть ли небесное?»

Феодор Мопсуестийский (ок. 350 от Р.Х.) утверждает, что «Жертва Нового Завета была памятью единого и истинного приношения, и образом или представлением вечной литургии, которая празднуется на небесах, где Христос, наш Первосвященник и Ходатай, теперь выполняет своё служение. То, что он предлагает Отцу в Евхаристии — Себя Самого, однажды преданного смерти от имени всех нас» («Огласительные проповеди», 15).

Таким образом, если крестная жертва составляет продолжающуюся работу Христова вечного священства, нас не смущает множественное число, используемое в Евр. 9:23 «лучшими сих жертвами», объясняющее настоящее служение Христа. Христова смерть есть совершённая искупительная жертва, как основном показано в главах 9 и 10 Евреям, тем не менее, она продолжается на небесах (8:1-3), и это происходит постоянно - Он возносит перед престолом Бога Свою жертву, осуществившуюся на кресте. Народ Нового Завета,  был «очищен ... лучшими жертвами», то есть, Бог продолжает прощать грехи народа Своего через пролитую кровь, которую Христос приносит Ему на небесах. 

Евреям 8:1-2 указывает, что «мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной». Христос делает гораздо больше, чем просто садится по правую руку Бога — Он непрерывно служит, как Первосвященник в Небесном Святилище и делает то, что делают священники — «приносит дары и жертвы за грехи» (Евр. 5:1). Другими словами, Евреям 7:24 говорит о том, что Христос имеет «вечное священство» и что Его священство не окончилось с окончанием Его земной жизни.

Следуя этой линии размышления, Евреям 9:24-26 утверждает:
«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Послание к Евреям 9:24-26)
Интерпретируя этот отрывок, оппоненты Католической Церкви утверждают, что Христу не нужно вновь и вновь представать перед Богом для того, чтобы принести жертву за грех, но что он уже принес жертву однажды и для всех на кресте. Однако, текст не утверждает, что Христу не нужно будет приносить Свою жертву перед лицом Бога на небесах. В нем говорится, что жертва Христова, принесенная раз и навсегда, не будет похожа на приношения священников Ветхого Завета, которые должны были входить в Святое Святых каждый год и выходить оттуда. Когда Христос вошел в Небесное святилище, Он остался там. Он не должен входить и выходить, страдать и умирать за нас каждый раз, а затем снова входить во святилище. Скорее всего, Он вошел один раз, и никогда не покидал его. 

В то время как в Святом Святых, Он продолжает Свое служение первосвященника, или как утверждается в Евреям 8:2 и 9:24, Христос есть «священнодействователь святилища и скинии истинной» и «вошел... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие». 

Он больше не умирает, но через силу Своего воскресения приносит ту же плоть и кровь, которые были принесены за нас на Голгофе, таинственно представленные на алтаре для вкушения Его народом. Это придает большое значение словам апостола Павла в Послании к Римлянам 4:25: «Он был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» и словам Святого Петра: «...воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:21-22).

Завершение нашего оправдания через воскресение Христа выдвигает на первый план взаимосвязь между земной жертвой Христа на кресте и Его последующим вознесением на небеса. Во-первых, Евреям 5:7-8 говорит о «страдании» Христа во время Его земной жизни. В стихах 9-10 страдание позволяет Христу  «совершиться», стать «источником вечного спасения» и быть «нареченным от Бога Первосвященником». Этот отрывок подразумевает, что первосвященство Христа достигло своего апогея после Его страданий и смерти, то есть, после того, как Он воскрес и вознесся на небо. Евреям 7:28 поддерживает эту точку зрения, говоря, что «слово клятвенное, поставило Сына, на веки совершенного». Более ранние отрывки из послания закладывают фундамент: в Евреям 2:10 говорится, что Бог «вождя спасения их совершил через страдания», Евреям 2:9 описывает Его совершенное состояние как «увенчан славою», в Евреям 2:16-18 следует описание Его вечного священства: 
«Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».

Этот отрывок содержит ту же схему: первосвященство Христа сосредоточено на Его настоящей работе - помощи нуждающимся людям. Священство Христа не началось с Его страданий и смерти, но с Его воплощения (Евреям 1:5-6) и продолжается на небе после Его воскресения и вознесения (Евреям 9:24). Таким образом, земная жизнь Иисуса соединяется с Его небесной жизнью, чтобы усовершить помощь, которую Он может осуществить: 1) в прохождении через собственные страдания, Он может помочь тем, кто в настоящее время сталкиваются с искушением; 2) в принесении умилостивления на небесах за грехи народа, Он прощает наши грехи. Обе эти функции являются частью Его постоянного высокого свещеннеческого служения.

Как и в Евреям 2:17, в 1 Ин. 2:2 Христос понимается как настоящий умиротворитель. Это проявляется в нескольких местах. 1 Ин. 2:1 начинается со слов: 
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» 
Условие «если бы кто согрешил» указывает на возможность будущего греха и является фокусом Иоанна в этом разделе. Для того чтобы избежать возмездия за грех и получить прощение, грешник должен полагаться на особенные отношения Иисуса с Отцом. К этому относится использование слова «ходатай» в 1 Иоанна 2:2. Через это ходатайство Бог говорит с нами как «Отец» а не «Судья», христиане называются «детьми» (стих 2:1), их место встречи - не зал суда.

1 Иоанна 1:5-10 обращает внимание на настоящие грехи христианина, которые нуждаются в умилостивлении. Стих 6 говорит о тех, кто «говорит, что пребывает в нем», но «ходит во тьме», что относится к христианину, имеющему нераскаянный грех. Стих 7 обеспечивает средство от греха — «кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха», чтобы таким образом общение со Христом было восстановлено.


Стихи 8 и 10 усиливают это, отрицая утверждение, что христианин не совершает грех («Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас»), в то время как стих 9 побуждает грешника к покаянию, через которое Бог «простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Бог будет «верен и праведен» из-за высокой цены «крови Иисуса», которую Христос приносит Отцу через Своё служение ходатая на небесах. Это происходит в Католической мессе.


4. Агнец, закланный перед престолом (Откровение 5:6).


Имея многочисленные ссылки на небесное священство и жертву Христа перед Отцом в послании Евреям, нас не удивляет, что мы можем найти частые ссылки на «алтарь» и «Агнца» и в книге Откровения Иоанна Богослова. Поскольку большая часть книги Откровения изображает события, происходящие до вечного состояния, ссылки на Агнца и Алтарь должны указывать на небесные события, происходящие одновременно с событиями на земле. Например, как Откровение 6:9-11 и 8:3-5 относятся к молитвам бесплотных святых, которые помещены на золотой жертвенник пред престолом. Эти молитвы возносятся к Господу, призывая Его укоротить время ожидания наказания для гонителей. Эти отрывки свидетельствуют о том, что алтарь выполняет свою функцию — взывает к Божьему милосердию на небесах в настоящее время.

Отрывки, упоминающие «алтарь» также упоминают об Агнце, с которым мы встречаемся впервые в Откровении 5:6: «посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный...» Отрывок рисует образ Христа,  живого, но, в то же время «закланного», и, таким образом, совпадающий с Евхаристической жертвой Христа, постоянно происходящей на земле. Агнец стоит посреди престола, а не сидит на троне (ср. 5:13; 7:9-10; 14:1,4; 21:22; 22:1,3), что свидетельствует, как мы уже отмечали ранее, что Агнец приносит Себя Отцу, служа в небесном святилище (Евр 8:2; 9:23-24). Именно этот Агнец открывает печати суда против народов земли, в ответ на молитвы святых. Их молитвы являются эффективными из-за жертвенного ходатайства Христа.

В Катехизисе Католической Церкви сказано: 
«Откровение св. Иоанна, которое читается во время литургии Церкви, открывает нам сначала, что «престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр 4, 2): «Господь» (Ис 6, 1). Затем показывает Агнца, Который «стоял как бы закланный» (Откр 5, б): Христос, распятый и воскресший, единственный Первосвященник подлинного святилища, «приносящий и приносимый, приемлемый и раздаваемый». Наконец, являет «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22, 1) — один из самых красивых символов Духа Святого. «Собранные под единым Главою» во Христе, в восхвалении Господа и завершении Его Замысла участвуют: Небесное Воинство, всё творение (четверо животных), служители Ветхого и Нового Заветов (двадцать четыре Старца), новый Народ Божий (сто сорок четыре тысячи), в особенности, мученики, «убиенные за Слово Божие» (Откр 6, 9–11) и Пресвятая Матерь Божия (Жена; Невеста Агнца), наконец, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7, 9). В этой вечной литургии Дух и Церковь позволяют нам принимать участие, когда мы прославляем тайну спасения в таинствах».
Обратите внимание на то, что Катехизис сочетает в себе образы закланного Агнца со Христом, как первосвященником в «истинном святилище», что подразумевает ссылку на Евреям 8:2 и на то, что Христос есть тот «кто приносит и приносится» в этой истинной небесной скинии (ср, Евреям 9:23-24). 
«...cовершая Жертву Агнца, мы соединяемся с небесной литургией, вливаемся в многоголосный хор, возглашающий: 'Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!' (Откр 7,10). Воистину, Евхаристия - это частица неба, сходящая на землю, сияние славы Небесного Иерусалима, которое рассеивает мрак нашей истории и освещает наш путь» (Иоанн Павел II. Ecclesia de Eucharistia, 19)


5. Евреям 10:26 «Не остается больше жертвы за грехи»


Евреям 10:26-27 гласит:
«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».
Это важный отрывок для нашей дискуссии. Использование слова «жертва» в этом контексте требует объяснений, и даже почему такое понятие упоминается, если, как утверждают противники католической Церкви, одноразовое принятие жертвы Христа полностью обеспечивает и совершает оправдание человека. В таком случае, как можно объяснить этот отрывок, в то время как, обращаясь к контексту Евреям 10, мы видим, что речь идет о практикующих христианах? 

Это представляет собой фундаментальную проблему протестантской теологии. Кальвинистский богослов Чарльз Ходж пытался объяснить это так: «Грехи, прощённые вследствие оправдания включают все, совершенные в прошлом, настоящем и будущем. Это действительно кажется ошибкой, что грехи должны быть прощены, прежде чем они были совершены — ведь прощение предполагает покаяние...» («Оправдание верой», стр. 108). Еще одно объяснение Ходжа, приводит его ближе к Католическому пониманию умилостивления. Он пишет: «'верных не под законом, но под благодатью' (Римлянам 6:14). Они находятся не под системой карательного правосудия, системой, которая требует совершенного послушания как условия принятия Богом... Они находятся под благодатью, то есть, в соответствии с системой, в которой верующие рассматриваются не через призму принципов справедливости, но принципов незаслуженной милости... Они не осуждены за свои грехи, не потому что грех не имел места и не заслуживает осуждения, но по той причине, что Христос уже совершил искупление их вины и постоянно ходатайствует за них» (там же., стр. 109). Ходж, один из самых известных кальвинистских богословов и критиков католического богословия, невольно принимает католический взгляд на нашу постоянную потребность в ходатайстве и заступничестве. Ходж признает: для того, чтобы настоящие и будущие грехи были прощены, настоящее заступничество Христа, в дополнение к прошлому искуплению также необходимо для того, чтобы Бог не смотрел на наши нынешние и будущие грехи с позиции «карательного правосудия» но с позиции «незаслуженной милости». Конечно, это именно то, что Католическая Литургия утверждает своей целью и эффектом.

С католической точки зрения, ответом на «не остается более жервы» является то, что  крест относится только к исповеданию настоящих грехов, а не будущих грехов — ведь нет никакой гарантии, что они будут сопровождаться покаянием. Новый Завет не является механическим законом, это дело личного умилостивления, продолжающегося искупления. Это именно то, что происходит в католической Мессе: Тело и Кровь Христа приносятся Богу как «благоухание приятное», как говорит Тридентский собор, «эта Жертва действительно примирительная; через неё, если мы «приблизимся» к Богу с искренним сердцем, с правой верой, с трепетом и уважением, с сокрушением и покаянием, мы «получаем милость и обретаем благодать для благовременной помощи» [Евр 4, 16]. Умиротворенный этой Жертвой, Господь, даруя благодать и дар покаяния, отпускает преступления и грехи, как бы велики они ни были».


Здесь Писание и Католическая Церковь учат тому, что мы нуждаемся в крови Христа, постоянно представленной перед Богом за наши настоящие и будущие грехи. В католическом богословии «произвольные» грехи послания Евреям 10:26 есть «смертные» грехи, поскольку они похищают у души освящающую благодать и погружают её в духовную смерть. В Евреям 13:4 приводится пример смертного греха: «... блудников же и прелюбодеев судит Бог». Для таких грехов не остается жертвы, ибо никакая жертва не может предотвратить суд Божий за смертный грех, за которым не следует искреннее покаяние в таинстве исповеди. В этом случае, Христос, через таинство покаяния умилостивляет Отца (ср, Иоанна 20:23; 1-е Иоанна 1:7-2:2). Именно поэтому Католическая Церковь не допускает никого в смертном грехе причащаться Евхаристии, ибо тот, кто делает это «ест и пьёт осуждение себе» (Коринфянам 11:29). Поскольку Евхаристия есть видимый образ Креста, тот, кто не может получить причастие, не может участвовать в достоинствах Креста; для такого человека Евреям 10:26 говорит: «Не остаётся более жертвы за грехи». В контексте Евреям 10, предупреждение против греха становится еще более выразительным. После указания в стихе 25, что некоторые христиане пренебрегают регулярным собранием (Церковью), настоятельно предупреждает их в стихе 26, что те, кто занимается этим, «произвольно грешат», и что для них «не остается более жертвы за грехи».

В послании Евреям 5:9 говорится «и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» - послушание предполагает покаяние. Что касается послушания в Евреям 10:14 говорится: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Слово «освящаемых» совпадает со словом «послушных» (Евр 5:9), что свидетельствует о том, что святость приходит от послушания. Эти отрывки также совпадают с 1 Петра 1:2, который присоединяется к «избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» - этот образ также используется в Евреям 10:22 («кроплением очистив сердца от порочной совести...») и Евреям 12:24 («Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева»). Каждый из этих отрывков относится к прошлому и настоящему умилостивлению за грехи. Хотя некоторые оппоненты могут истолковать положение в Евреям 10:14 («навсегда сделал совершенными освящаемых»), как свидетельство того, что спасение христианина не оставляет за ним возможности падения, но это не то, чему что учит отрывок. Мы можем увидеть это по тому, как слово «совершенный» используется в Послании к Евреям. 

Согласно Евреям 10:1-2, «совершенство» индивида относится к тому, что его грехи полностью прощены, что совесть может быть свободной от вины - чего Ветхий Завет не мог совершить (ср, 7:19, 9:9). Таким образом, человек становится «совершенным», потому что его прошлые грехи были полностью прощены, а не потому, что он достиг совершенного состояния, которое исключает возможность потери настоящего состояния благодати. Из этого следует, то, что использование слова «совершенный» здесь не означает, что человек не может задержать процесс освящения, или что его вечное совершенство является решённым делом (ср, Евреям 11:40, 12:23). Словесная форма, выбранная для «освящаемых» является греческим причастием продолженного времени — что показывает акт Христа, который пребывает всегда, находится в прогрессивном, а не законченном отношении к нам. 

В 2 Петра 1:9 мы ясно видим различие между прощением прошлых грехов в отличие от будущих грехов. После того, как увещевая христианина, чтобы добавить достоинства добродетели, рассудительности, воздержания, терпения, благочестия, братолюбия и любви к своей вере, святой Пётр говорит: «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих». При этом ясно, что, хотя прошлые грехи человека были прощены, тем не менее, если он не продолжил добавлять вышеперечисленные достоинства к своей вере, он забыл прошлое прощение. По сути дела, хотя он был прощен ранее, он теперь во грехе и его настоящие грехи не прощены. 


6. Мы имеем жертвенник


Евреям 13:10 гласит: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Здесь апостол Павел повторяет образ евхаристического алтаря, где жертва Христа приносится Богу и где мы вкушаем Её, как евреи вкушали жертвы Ветхого Завета (ср, Исход 12:15; 24:10; Левит 7:1-20). Как мы видели ранее в Послании к Евреям, Павел продолжает использовать жертвенный язык, чтобы описать христианскую литургию — язык буквальный и конкретный. Он противопоставляет церемониальную пищу евреев, которая не имеет никакой ценности с пищей от алтаря Христова, которая имеет большое значение. Так как он упоминает физическое поедание жертвы, он не может иметь в виду лишь символический акт, но реальное вкушение литургической пищи. Это пища, которую те, кто до сих пор практикуют ритуальные обряды Ветхого Завета не имеют права вкушать. 

Греческое слово «алтарь» (θυσιαστήριον), используется также в Евреям 7:13 для алтарей Ветхого Завета. Приводя Евреям 13:10, Иоанн Златоуст пишет: «Итак, постыдитесь, постыдитесь этой трапезы, которой все мы приобщаемся; постыдитесь Христа, за нас закланного, и жертвы, здесь предложенной (Евр. 13:10)» (Проповедь на Послание к Римлянам 8, ст. 21). В Проповеди на Евреям 13:10 он пишет: «То, что у нас, говорит, не походит на иудейское, так что даже первосвященнику (иудейскому) не позволяется участвовать в наших (таинствах)... А мы, скажут, разве не соблюдаем этого? Соблюдаем, и весьма строго, так что даже священникам (иудейским) не дозволяем участвовать в наших (таинствах)»

В свете нашего предыдущего акцента на приношении жертвы Христа на небесах через Литургию, теперь мы оговорим трехсторонний процесс, окружающий это приношение. Как было отмечено выше, мы едим «пищу алтаря». Это не просто общинная пища братства, как некоторые ошибочно рассматривают употребление в пищу Евхаристии. Скорее, единственная причина, по которой мы можем вкушать Евхаристию в том, что она была предложена Отцу как жертва. Мы едим не просто обожествленую хостию, но жертвенного Агнца. Образ ветхозаветного Агнца, принесенного и вкушаемого народом является осуществленным в Евхаристии:

1) Агнец должен быть заклан на алтаре. Это соответствует сакраментальному принесению Христа, Его Голгофской жертве.

2) В Ветхом Завете должен быть положен на огонь и дым от него — вознестись как «благоухание приятное» Богу на небесах. Это соответствует жертве Христа, которая приносится Богу на небесах, как благоухание приятное (Ефесянам 5:2; Евреям 9:23-24), и Агнцу «как бы закланному», стоящему посреди престола (Отк. 5:6).

3) Народ Ветхого Завета вкушал жертвенного агнца. Это соотносится со вкушением Евхаристического Агнца в Католической Мессе. 

Это в большей мере относится к обряду иудейской Пасхи, который состоял из заклания и вкушения пасхального агнца. Кровью агнца пасхального евреи были искуплены из египетского рабства и смогли стать "народом святым", "царством священников" (Исх. 19, 6), связанным с Богом Заветом и управляемым Законом Моисеевым. Пасха является одним из лучших прообразов Евхаристии. 

В дополнение к литургической пище алтаря, мы также через Иисуса  непрестанно приносим Богу «жертву хвалы - плод уст, прославляющих имя Его» (Евреям 13:15). Сопровождающая евхаристическую жертву, литургия мессы содержит устные возгласы хвалы Богу за его дар и устное исповедание полной зависимости от Него. При этом, мы на самом деле участвуем со Христом в Его жертве: Христос приносит Евхаристическую жертву Богу, чтобы умилостивить и прославить Его, и через эту Жертву наше прославление Бога становится угодным Ему. 

В заключение литургии, нам говорится «идите с миром, любите и служите Господу», которая является той же самой заповедью, что и в Евреям 13:16 «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Здесь вновь мы слышим жертвенный язык - мы приносим жертвы, «благоугодные» Богу, Который прощает наши грехи и дарует нам благодать (Рим. 12:1-2, Флп 4:18, 1 Пет. 2:5).